Зона комфорта
Зона комфорта

20+ доказательств того, что смекалка реквизиторов из прошлого даст фору дорогущим голливудским спецэффектам

Одеть актеров в «жизненные вещи» и поместить их в «подлинный мир» на экране — настоящее искусство. Важно, чтобы костюмы и атмосфера не только соответствовали исторической эпохе, но и показывали, как меняется герой в ходе повествования. Возможно, сейчас изготовить реквизит не составляет большого труда, а вот раньше, когда большинство материалов было попросту не достать, декораторам приходилось идти на всевозможные ухищрения.

Мы в «Зоне Комфорта» снимаем шляпу перед реквизиторами и художниками по костюмам, работавшими над созданием наших любимых фильмов. Именно благодаря их недюжинной смекалке и золотым рукам нам до сих пор кажется, что все, что происходит на экране, случилось взаправду.

Человек-амфибия

  • Фантастический фильм «Человек-амфибия» вышел на экраны более 60 лет назад. Съемки под водой оказались технически сложными не только для режиссера, но и для костюмеров. Особенно им пришлось попотеть над костюмом Ихтиандра. Чтобы наряд не терял форму в воде, художники решили сшить его из плотной ткани, обычно используемой для пошива колгот.
  • Чешуйки были сделаны из старой белой кинопленки. Дизайнеры раскрасили их водостойкой перламутровой краской и вручную пришили к ткани более 10 000 крохотных деталей.

Морозко

  • Иней на ресницах Настеньки был сделан из обычного канцелярского клея. Снимая грим, актриса чуть не осталась без ресниц.
  • Деревянную избушку Бабы-яги действительно построили в лесу. Она приводилась в движение при помощи специальных рычагов. Вторая, танцующая, была изготовлена из поролона.

Белое солнце пустыни

  • Натуральную черную икру использовали на съемках фильма «Белое солнце пустыни». Там была сцена, в которой Верещагин нехотя ест черную икру, так как видеть ее больше не может: переел. И Павел Луспекаев проглатывает изысканную еду по-настоящему без аппетита: за время съемок эпизода она ему порядком надоела. Актер возненавидел этот продукт и после последнего дубля даже выплюнул его.
  • Съемочной группе дорогого дефицитного товара не досталось. Его не разрешили есть сразу: вдруг понадобится, если что-то придется переснимать. Однако пленку так долго проявляли, что икра попросту испортилась.

Война и мир

  • Это самый дорогой фильм за всю историю советского кино. Сложно представить, что около 50 предприятий создавали костюмы и декорации. Хрустальный завод, например, получил заказ на изготовление вазы по образцам XVII века. А фарфоровый завод сделал копию обеденного сервиза XVIII века на 100 человек.
  • Те, кто видел картину, наверное, помнят яркую сцену, где Наташа Ростова идет на свой первый бал. Для съемок бала на «Мосфильме» построили павильон площадью 1 400 кв. м, что можно приравнять к размерам почти 9 волейбольных площадок.
  • Антураж для бала — люстры, мебель, костюмы — предоставили крупнейшие музеи, например Государственная Третьяковская галерея и музеи Московского Кремля. Чтобы снять героев, которые кружатся в вальсе, оператору пришлось надеть роликовые коньки. А ассистенты катали его по павильону.
  • Для съемок сцены пожара в Москве подожгли настоящие здания. Для этого в Московской области построили 11 деревянных домов и копию Сухаревской башни. 4 часа пиротехники готовились к тому, чтобы декорации запылали. Использовали керосин, гранаты и дымовые шашки, а снимали происходящее 5 камер в огнеупорных чехлах. Операторы были одеты в асбестовые костюмы.
  • Пожалуй, самый впечатляющий факт, демонстрирующий исключительность работы постановщиков фильма, связан со съемками Бородинской битвы. В массовке задействовали около 16 тыс. человек. При том, что в 1967 году еще не умели создавать спецэффекты, съемочной группе удалось сделать так, словно в сражении участвовали 120 тыс. солдат. Чтобы снять эту батальную сцену, потребовались вертолеты.

Бриллиантовая рука

  • В любимой многими комедии нет люстр, балов и сражений, как в «Войне и мире». Но и здесь можно увидеть немало профессиональных находок декораторов и реквизиторов. Например, в сцене рыбалки. Напомним, что картина снята в 1969 году, тогда еще не было подводных камер. Поэтому оператор смастерил колбу для техники, чтобы снимать в воде.
  • Для эпизода, где Лелик уплывает на подводном аппарате, изготовили латексные фигуры Анатолия Папанова и Андрея Миронова.
  • Также был сделан манекен Юрия Никулина. Он нужен был для съемок момента, как Семен Семенович Горбунков падает из багажника взлетевшей машины. Кстати, эта кукла стала причиной слухов о том, что Юрий Никулин ушел из жизни, так как ее нашли в гостинице Адлера, в которой разместилась съемочная группа.
  • Оператор картины Игорь Черных изобрел механизм, который двигал специальные стекла в разные стороны. Так удалось добиться эффекта бликов в кадрах, где Горбунков отключается в гостиничном номере.
  • Также Игорь Черных смастерил шкатулку с сюрпризом, которую Горбунков дарит управдому Варваре Сергеевне Плющ.
  • Стоит также рассказать про светящийся нимб идущего по воде мальчика. Реквизит был сделан из проволоки и битых елочных игрушек. А сняли эпизод с помощью специальных световых фильтров. Так круг засиял.

Иван Васильевич меняет профессию

  • Вся еда во время застолья у царя была настоящая: красная, баклажанная и даже черная икра. Но съесть ее после съемок не удалось никому. Дело в том, что пробовать яства было запрещено. Но члены съемочной группы все же могли щипать кушанья на столе. Поэтому всю пищу полили керосином.
  • Во рту Жоржа Милославского в исполнении Леонида Куравлева блестит золотой зуб. Как рассказал сам актер, это не накладка для съемок, а его собственный зуб. В других картинах он не виден, так как его закрашивали гримеры. А для роли квартирного вора золото пришлось кстати.
  • Наталья Крачковская наотрез отказалась брить голову ради сцены, в которой Ульяна Андреевна снимает с головы парик и предстает перед зрителями со стрижкой-ежиком. Тогда режиссер решил надеть на актрису два парика: верхний — обычные длинные волосы, нижний — резиновая шапочка с бобриком. Во время съемок знаменитой сцены Крачковская чуть не упала в обморок, ее лицо начало отекать. «Трудно было работать, потому что на купальную шапочку 10-летнего ребенка нашивали сверху бобрик. Я просто рыдала», — вспоминала актриса.
  • Тимофеевскую «машину времени» собрали практически в последний момент. Изначально Гайдай поручил изобрести «чудо-аппарат» конструкторскому бюро. Инженеры скрупулезно работали над задачей, но макет «изобретения» привел режиссера в ужас — перед ним стояла громадина, разработанная на основе ЭВМ. В отчаянии Гайдай уже был готов отменить съемки, но ему посоветовали обратиться к скульптору Вячеславу Почечуеву, который согласился соорудить агрегат всего за 2 месяца и ₽ 40. Для сравнения: звезда фильма Юрий Яковлев получил за съемки почти ₽ 4,5 тыс.
  • Эскиз, предоставленный скульптором, Гайдаю не понравился, но делась было нечего — сроки горели. Почечуев достал прутья и рычаги на одном заводе, колбы и разноцветные лампы — на другом. Кое-какие железки перешли картине по наследству от «Соляриса» Андрея Тарковского. В итоге аппарат привел в восторг всю съемочную группу, а сам «изобретатель» получил небольшую премию. В сопроводительной записке было написано: «За изобретение машины времени». Без кавычек.

Мы в редакции убеждены, что реквизиторы прошлого обладали поистине нестандартным мышлением. Как вы считаете, должны ли современные декораторы быть смекалистыми и изобретательными или, с учетом нынешних возможностей, это вовсе не обязательно?

Зона комфорта/Люди/20+ доказательств того, что смекалка реквизиторов из прошлого даст фору дорогущим голливудским спецэффектам
Поделиться этой статьёй
Возможно, вам понравятся эти статьи