10+ литературных героев, которых обожали наши школьные учителя, а мы их терпеть не можем

Наука
1 год назад

Порой, читая классическую литературу, хочется резко отбросить книгу с одним-единственным вопросом: «Да что с вами всеми не так?» И дело не в том, что герои ведут себя странно и нелогично (в конце концов, все мы люди). А в том, что наш взрослый взгляд на персонажей разительно отличается от того, чему нас учили в школе. Например, Чацкий больше не кажется борцом за прогрессивные идеи, а Наташа Ростова вызывает не восхищение, а раздражение.

Мы в «Зоне Комфорта» решили взглянуть на знаменитых литературных персонажей без розовых очков и без обиняков рассказать, почему их все же не стоит идеализировать.

Наташа Ростова — «Война и мир»

В начале романа героиня поражает своей чуткостью и тонкой душевной организацией, которые, как выясняется позже, не мешают ей закрутить мимолетный роман с Анатолем Курагиным за спиной у жениха Андрея Болконского. А ведь понятия о чести в те времена были куда строже, чем сейчас.

То, что Наташа Ростова лишь корчит из себя бедную овечку, становится очевидно, как только героиня выходит замуж. С нее слетает маска былой утонченности и добросердечности. Ростова больше «ни мила, ни любезна». «Она, то что называют, опустилась, — пишет Толстой. — Ко всем своим недостаткам, по мнению большинства: неряшливости, опущенности, или качествам, по мнению Пьера, Наташа присоединяла еще и скупость...»

Алексей Вронский — «Анна Каренина»

Анна влюбилась в Алексея с первого взгляда, да и сам Вронский воспылал к ней страстью. Однако на настоящие и глубокие чувства он оказался неспособен. Анна пережила множество испытаний: решилась расстаться с мужем и открыто жить с человеком, которого любит, была отвергнута обществом, лишилась возможности быть рядом с сыном, чуть не погибла при родах. Однако Вронский ни в чем не поддержал возлюбленную.

Героя стали напрягать истерики Анны, которые были всего лишь проявлением стресса. Ради Вронского она пожертвовала всем, а взамен получила только холодность. Чтобы избавить себя от выяснения отношений, Алексей начал все чаще проводить время вне дома. Жаждущий лишь физических удовольствий, он оказался не готов проявить терпение, понимание и ответственность.

Вера — «Герой нашего времени»

Героинь лермонтовского романа принято жалеть, так как они страдают от бездушного и циничного Печорина. Однако Вера стоит особняком. В отличие от других женщин в произведении — невинной Бэлы и капризной княжны Мери, которой льстит внимание мужчин, — Вера прекрасно понимает, что имеет дело с законченным эгоистом. Но все равно продолжает добровольно с ним встречаться.

Вера возобновляет отношения с Печориным, уже будучи в браке. В своей беззаветной любви к нему она напрочь забывает о чувствах других людей. Вера изменяет мужу и советует Печорину открыто ухаживать за княжной Мери для отвода глаз от их романа. И если с ним Вера слаба, то в других ситуациях она умеет быть прагматичной. Замуж она выходит за богатого мужчину не по любви, а для того, чтобы обеспечить сыну достойную жизнь.

Анна Одинцова — «Отцы и дети»

Считается, что Базаров смог внутренне измениться именно благодаря Одинцовой, которую он полюбил. Однако такой цели у женщины не было, все произошло само собой. В целом Анна достаточно хладнокровно и безжалостно обошлась с Евгением. Возможно, их чувства нельзя в полной мере назвать взаимными, но Базаров явно сильно привлекал ее.

Одинцова первая пригласила Евгения с Аркадием к себе в гости. Анну влекло к Базарову, но, когда тот переступил через свои принципы и признался ей в любви, она не ответила ему тем же. По сути, именно Одинцова является истинной нигилисткой в романе. Она хочет от жизни лишь безмятежности и покоя, которых Базаров ей дать не может. Будучи расчетливой дамой, в финале она выходит замуж за юриста «не по любви, но по убеждению».

Аркадий Кирсанов — «Отцы и дети»

Водя дружбу с циником и нигилистом Базаровым, Аркадий и сам пытался следовать навязанной ему моде на отрицание всех традиций и ценностей. Безропотный и слабовольный, Кирсанов не представлял особого интереса как личность. Он был ленив, ничем толком не занимался. В романе даже не говорится о его профессии, лишь упоминается, что Аркадий — человек образованный. Видимо, заурядность и сподвигла его сделать Базарова своим кумиром.

Неоднозначны и поступки Аркадия. Влюбившись в Одинцову, но от робости не сумев рассказать ей о своих чувствах, он переключился на сестру Анны. Сложилось впечатление, что Аркадий выбрал Катю лишь потому, что Анна оказалась ему не по зубам. С Базаровым Кирсанов и вовсе поступил подло. Во время болезни Евгения он к нему ни разу не наведался, а после ухода Базарова из жизни не вспоминал о том, кого когда-то считал другом.

Ольга Ильинская — «Обломов»

Изначально знакомство Ольги Ильинской с Ильей Обломовым подразумевало эксперимент по пробуждению душевных сил и личности в нем. Попытки подогнать человека под собственные идеалы, к тому же против его воли, не красят Ильинскую (и Штольца вместе с ней). Обломов, действительно влюбившийся в девушку, побоялся столь резких перемен. А Ольга, вроде бы тоже любившая Илью, на деле не захотела принять его таким, какой он есть.

Логическим завершением их романа стало то, что Обломова вконец испугал напор Ольги, а она разочаровалась в нем. Хотя она с самого начала знала, что этот человек собой представляет. Выйдя замуж за Штольца, Ольга словно осталась не до конца удовлетворенной. В каждом из героев ей не хватало качеств другого. Есть ощущение, что Ильинская придумала идеальный образ мужчины, которого в природе нет.

Татьяна Ларина — «Евгений Онегин»

На основе характеристики героини, которая, согласно описанию Пушкина, «дика, печальна, молчалива, как лань лесная боязлива», психологи выделили следующие признаки отклонения от стандартов поведения: предпочтение уединения и фантазирования общению с людьми, отсутствие друзей и доверительной связи с родными, игнорирование социальных норм. Все это говорит о расстройстве личности Татьяны, а ее письмо Онегину — это проявление истерического состояния.

Среди читателей бытует мнение, что по отношению к Евгению Татьяна ведет себя неделикатно и эгоистично. Полюбив Онегина, она почему-то решила, что он должен ответить ей взаимностью. При этом Евгений поступил благородно и «не злоупотребил чрезмерным доверием» юной девушки. А то, как героиня отказала Онегину впоследствии, характеризует ее как мстительную особу.

Александр Чацкий — «Горе от ума»

Обычно Чацкий представляется нам единственным положительным героем комедии. Умный, образованный и прогрессивный, он обличает пороки косного столичного общества. Но если посмотреть на ситуацию со стороны остальных персонажей, это выглядит так: какой-то юнец, только приехавший из-за границы, решил разрушить общественные устои и научить людей жизни.

То, как Чацкий поступает с Софьей, тоже вызывает вопросы. Он влюбился в юную девушку и неожиданно уехал на 3 года. Столкнувшись с холодностью Софьи по возвращении в Москву и узнав, что у нее уже есть новый избранник, Чацкий воспринял это как предательство. Хотя предполагать, что такая молодая барышня будет верна кавалеру, оставившему ее надолго без известий о себе, довольно самонадеянно.

Григорий Мелехов — «Тихий Дон»

Григория, как правило, не принято причислять ни к положительным, ни к отрицательным героям. Читатель сам решает, как ему относиться к удалому казаку, не приемлющему человеческую жестокость, ценящему дом, семью и любовь. Однако, несмотря на эти принципы, Григорий не раз поступается принципами и ломает жизнь женщинам, которые его любят.

Мелехов никак не может определиться со своей личной позицией. Он заводит отношения с Аксиньей, зная, что она замужем, а потом безропотно женится на девушке, которую выбрали родители. Жену Наталью Григорий тоже мучает и в конце концов доводит до отчаянного и рокового поступка. Из-за него погибает и Аксинья. По сути, окружающим его людям Григорий приносит лишь страдания.

Лара Антипова — «Доктор Живаго»

Лара кажется воплощением чистоты души и богатства внутреннего мира. Но многие ее поступки подчеркивают ее несколько эгоистичную и слабовольную натуру. Так, Лара начинает встречаться с Комаровским, будучи в достаточно сознательном возрасте, чтобы понимать, что поступает неправильно, вступая в отношения с любовником матери. Но ей льстит то, что красивый мужчина полюбил ее и тратит на нее деньги и время.

Спасение от связи, в какой-то момент измучившей Лару, девушка находит в браке с давним другом Павлом Антиповым. Не испытывая к мужу настоящей любви, Лариса тем не менее обижается на него за уход на фронт. В конце концов она встречает Юрия Живаго, которого действительно полюбила. Лара никогда не забывает о том, что он женат, но все равно крутит роман с чужим мужчиной, как когда-то с Комаровским.

Шурочка — «Поединок»

За ласковым именем Шурочка скрывается вовсе не нежная, утонченная героиня, а расчетливая и холодная женщина. Александра Петровна не любит своего мужа, но охотно использует его для личных целей. Ей осточертело киснуть в провинциальном городе, поэтому она делает все, чтобы помочь мужу поступить в престижную академию. Женщину абсолютно не волнует судьба супруга, таким образом, она просто цинично инвестирует в свое будущее.

«Я хочу быть всегда прекрасно одетой, красивой, изящной, я хочу поклонения, власти! — признается Шурочка и добавляет, — Мне нужно общество, большое настоящее общество, свет, музыка, поклонение, тонкая лесть, умные собеседники». Чрезмерная зацикленность героини на себе в итоге приводит к непоправимым событиям — погибает подпоручик Ромашов, который по-настоящему любил Шурочку и был для нее единственным другом.

Конечно, не все литературные герои однозначны. Например, Татьяну Ларину нередко называют нравственным идеалом, ведь она ставит верность мужу выше, чем чувства к Онегину. Современному же человеку такой выбор может показаться бессмысленным: разве он сделает кого-то счастливее? А что вы думаете о Татьяне Лариной? И кого из персонажей классической литературы терпеть не можете?

Комментарии

Уведомления
Комментариев пока нет.
Есть шанс стать первым!

Похожее