Как жила жена Тарковского, которая положила свою жизнь к ногам гениального мужа
За плечами у Андрея Тарковского не так много фильмов, однако их считают классикой кинематографа. Его картины «Андрей Рублев», «Солярис», «Зеркало» и «Сталкер» не раз попадали в списки лучших кинопроизведений всех времен и прославили мастера на родине и за рубежом. Но своим успехом Андрей Тарковский обязан женщине, которая отдавала всю себя служению гению, пока окружающие не уставали твердить, что он достоин лучшей пассии. Мы не смогли пройти мимо и хотим представить вам историю Ларисы Тарковской — удивительно терпеливой женщины, без которой сложно представить творчество этого великого режиссера.
Ее родители были родом из маленькой деревни, но со временем перебрались в Москву. Именно там родилась Лариса. В отличие от своей старшей сестры Лариса была активным ребенком, любила танцевать, занималась хореографией и мечтала стать балериной. Ее мама работала швеей и благодаря своим заказчицам из киностудии смогла устроить туда обеих дочерей на работу. Лариса, окончив специальные курсы, стала помощником режиссера.
С Андреем Тарковским Лариса познакомилась на съемках картины «Андрей Рублев». Многие полагали, что вместе они выглядели странно. Андрей — породистый, сухой, сдержанный, а Лариса — женщина «крестьянско-пролетарских кровей». Слишком белокурая, слишком нарядная, слишком энергичная и шумная.
Другое дело его первая супруга, Ирма Рауш (на фото выше). С ней Тарковский прожил 13 лет. Этот брак многие коллеги режиссера считали гармоничным и почти идеальным. Однако Тарковский ушел из семьи к новой избраннице — Ларисе.
Они были «не ровня». Когда Лариса была еще любовницей Тарковского, их застала его жена. Но в измену женщина не поверила. Вместо этого Ирма приняла версию о том, что Лариса просто делает режиссеру массаж. Рауш не могла вообразить, что так может выглядеть его возлюбленная. По ее мнению, на массажистку Лариса была похожа больше. И уж точно не тянула на соперницу.
Приятели режиссера считали, что Лариса бесцеремонно назначила себя его музой, увела из семьи, отвадила от друзей. Все говорили, что Лариса могла бы быть и поскромнее. Но она невозмутимо поставила себя между гением и людьми, которые, как ей казалось, только попусту отвлекали его от творчества.
Людмила Бояджиева, автор книги «Андрей Тарковский. Жизнь на кресте», уверена в том, что Лариса завоевала Тарковского в том числе благодаря откровенной лести в его адрес и тому, что обращалась к кинематографисту на «вы». Кроме того, она замечательно готовила. Даже во время съемок, когда все члены съемочной группы жили в гостинице, женщина приспособилась варить вкуснейшие борщи и жарить для супруга котлеты на электрической плитке.
Так или иначе, Тарковский начал жить с Ларисой, даже не успев развестись с Ирмой. Но через несколько лет влюбленные все же поженились, у них родился сын Андрей.
За время их брака режиссер не раз влюблялся. Однако новая жена на все увлечения супруга просто закрывала глаза. Лариса знала, что Тарковский гуляет направо и налево. И даже когда ее приятельница забеременела от него, Лариса повела себя так, как не ожидал никто: она оплатила ей аборт.
Ее дочь от первого брака Ольга вспоминала: «У него этих баб полно было. Он маме постоянно изменял. Мама устраивала скандалы, но все было бесполезно».
Тарковский был сторонником утверждения, что женщина должна подчиняться мужчине беспрекословно. Ярослав Ярополов в своей книге «Андрей Тарковский. Сталкер мирового кино» пишет о том, что в отношениях с дамами режиссер придерживался принципа «Кто тебя отвязал? Иди ляг на место!».
В интервью журналистке Ирене Бресне Тарковский высказался так: «Женщина не имеет своего внутреннего мира и не должна его иметь. Ее внутренний мир должен полностью раствориться во внутреннем мире мужчины». Впрочем, он также признавался, что не особо любит себя, и уверял, что считает женщину не только равной мужчине, но и лучше его, но лишь в том случае, если она «остается женщиной во всем».
Наталья Бондарчук в фильме «Солярис».
Режиссер как будто считал, что семья ничему не мешает. Он сам думал, что не умеет любить, но иногда сильно влюблялся, и Ларисе приходилось возвращать его себе. Наталье Бондарчук, с которой у Тарковского был головокружительный роман, она сказала: «Девочка, он не для тебя! Ты такого не вынесешь. Андрей не такой, каким тебе кажется. Это очень тяжелый человек. Увлекается женщинами, может запить, загулять на неделю».
При этом Лариса устраивала мужу праздник каждый день, накрывала столы, собирала компании, где звучали тосты за режиссерский талант Тарковского. Исполняла малейший его каприз. Внешне она изо всех сил старалась стать светской дамой, но именно за эту сельскую манеру ухаживать за мужчиной как за маленьким ребенком Тарковский ее и ценил.
Лариса Тарковская в фильме «Зеркало».
В любой квартире, где жили Тарковский и Лариса, было невероятно уютно, тепло и пахло пирогами. Богемные знакомые приходили в гости и морщились: пошлость. Но режиссер обожал эту атмосферу. Лариса не просто стирала, пекла и вела семейный бюджет. Тарковский вскоре передал ей все свои дела кроме творческих. «Не будь Ларочки, меня давно бы уже не было», — записал он однажды в дневнике. Тарковский нередко жил на ее зарплату ассистента режиссера и в долг. А сама Лариса говорила, что спасать гения от него самого — ее жертва.
Последние годы Тарковский вместе с Ларисой и сыном жили во Франции. За несколько лет до этого семья просто не вернулась из командировки в Италию. В это время на родине запретили показывать его фильмы и упоминать имя в печати, но не лишили гражданства.
На чужбине мастер продолжал заниматься любимым кино. Но в 1986 году скоропостижно скончался от онкологического заболевания. За несколько месяцев до этого норвежка Берит Хеммигхютт родила от него сына. Знала ли об этом его вдова, которая даже после его смерти не смогла найти общего языка с родственниками мужа?
«Да, несладко мне приходится. Но я его за все прощаю, это мой крест. Мое жизненное обязательство перед великим человеком. Я обязана спасать его ради того, чтобы он мог снимать фильмы. Для истории, для вечности», — считала Лариса.
Николай Болдырев, биограф Тарковского, писал о ней следующее: «То, что Тарковский влюбился в женщину, которая почти во всем его дополняла, противостоя ему, как природа противостоит духу, явствует из множества свидетельств. Все в ней было для него неожиданно, одновременно и шокирующе, и восхитительно: и телесная роскошь, и русская бесшабашная удаль, смелость без границ и удержу, и та хозяйственная безупречность, та чистоплотность и инстинктивная („в крови“) домовитость, которые искони присущи простой русской женщине...»
Лариса Тарковская ушла из жизни зимой 1998 года и обрела покой рядом с мужем на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа под Парижем.
На первый взгляд кажется, что это история жертвенной любви Ларисы к Андрею. Но и он не мог представить свою жизнь без нее. Они странным образом распределили роли в отношениях друг с другом, но в результате были вместе до конца. Возможно, для них обоих на тот момент это был лучший возможный вариант. Или нет? А как вы думаете, отношения с гением всегда такие непростые? Может ли талант другого человека быть оправданием того, что ему все прощают?