Звёздный час. Хорошая была передача. А Кузе я ни разу не дозвонилась.
10 передач 90-х, из-за которых мы раньше прилипали к телевизору, а сегодня вспоминаем их с легкой грустью
Многие из нас запомнили 90-е годы как трудное и вместе с тем поразительное время. На телевидении случился бум развлекательных, остросоциальных, музыкальных и познавательных программ. Взрослые не отрываясь смотрели, как незнакомцы под «маской откровения» на всю страну делятся сокровенными подробностями личной жизни, а дети мечтали хоть раз принять участие в «Зове джунглей».
Мы в «Зоне Комфорта» предались ностальгии и вспомнили передачи, из-за которых зрителей в 90-е невозможно было оторвать от телевизора.
1. Зов джунглей (1993)
«Вечером в среду после обеда...» — песню, с которой начиналась заставка этого детского телешоу, наверное, может продолжить любой ребенок 90-х. Автором этих строк является Сергей Супонев, который был первым ведущим передачи. Программа «Зов джунглей» выходила еженедельно.
В игре принимали участие 2 команды — «хищники» и «травоядные». За победу в конкурсах «травоядные» получали бананы, а «хищники» — кости. Выигрывала та команда, у которой было больше добытых трофеев.
2. МузОбоз (1991)
Загадочная внешность Ивана Демидова вызывала много вопросов. Зрители гадали, почему ведущий не снимает очки. Все дело в том, что он был уверен: такой стиль создает образ «обезличенного» ведущего, который не влияет на мнение зрителей. Хотя он проводил интервью с разными исполнителями и старался задавать такие вопросы, которые максимально раскрывали личность каждого.
В своей программе он объединял все существующие в то время направления музыки, не было строгого разделения на поп- и рок-группы и исполнителей. Также Демидов умудрялся включать в программу и хиты зарубежных артистов. И это все умещалось в получасовой промежуток. Многие зрители любили передачу именно за «трендовость»: все звезды, которые только становились знаменитыми, побывали на передаче.
3. Оба-на! (1990)
Популярная юмористическая передача стала в какой-то мере прообразом современных стендапов. Ведущие — юмористы Игорь Угольников, Сергей Денисов и Алексей Кортнев — шутили в первую очередь на темы, волновавшие всех. Часто их юмор был горьким, но никогда не опускался «ниже плинтуса».
4. Марафон-15 (1989)
Идея передачи возникла у тогда еще студента факультета журналистики МГУ Сергея Супонева. Она стала его дипломной работой. Каждый выпуск включал 15 сюжетов на совершенно разные темы, которые волновали молодежь. При этом ведущие не боялись поднимать «запретные», неудобные вопросы, были очень спонтанны и откровенны.
В передачу «Марафон-15» специально подобрали контрастных ведущих, чтобы Сергей Супонев в кадре смог безнаказанно «обижать» немного застенчивого Жору Галустьяна. Образ же Сергея делали самоуверенным и резковатым. Руководители программы вспоминали, что ребята восхищались Сергеем, обожали Жору и доверяли ему. Позже к ведущим присоединилась Леся Башева, которая стала кумиром девчонок.
Помимо самих злободневных сюжетов, в передаче обыгрывали отношения между ведущими в соответствии с их экранными характерами. И эти подводки почти всегда были импровизацией. В передаче часто мелькали популярные люди. А один раз в ней появился еще никому не известный юный Сергей Бодров. Он вел спортивный выпуск.
5. Утренняя звезда (1991)
«Утренняя звезда» была создана для того, чтобы дать возможность юным талантам пробиться на сцену. И действительно, многие сегодняшние звезды впервые выступили именно в эфире этой передачи. Например, Пелагея, Ани Лорак, Сергей Лазарев, Анжелика Варум, Валерия и многие другие.
Всех конкурсантов делили на 4 категории: по возрасту (от 3 до 15 лет и от 15 до 22 лет) и по направлению творчества (вокал или танцы). Сам Юрий Николаев вел передачу вместе с юными ведущими. Конкурсантов оценивало жюри из 4 человек, выставляя всем баллы, позволяющие проходить в следующий тур. Передача была очень популярной, но все же ее нередко критиковали за то, что песни, которые пели юные конкурсанты, были несовременными и не слишком «молодежными».
6. До 16 и старше... (1983)
Передача плотно ассоциируется с 90-ми, но ее первый выпуск вышел на экраны в 1983 году. Она просуществовала 18 лет, и, конечно, формат менялся согласно времени. Именно в ней впервые вышли из тени темы, которые обычно предпочитали замалчивать. Все новинки музыки тоже очень быстро попадали в объектив создателей. Потом появились тематические рубрики, которые выросли в отдельные проекты. Проблемы молодежи в бизнесе — «РЭП», молодежные субкультуры — «Тин-тоник», музыка — «Джем» и «Рок-урок», интимная тематика — «Тет-а-тет».
7. Брейн-ринг (1990)
Воплотить идею своеобразного ответвления передачи «Что? Где? Когда?» у Владимира Ворошилова получилось в 1990 году. Соревновательный аспект, энергия — для такой передачи подобрали ведущего с экспрессивным характером, Андрея Козлова, одного из знатоков. На съемки приезжали молодые и перспективные команды из разных городов. Передача стала настолько популярной, что по франшизе ее стали снимать в других странах, команды игроков появлялись в школах, техникумах и вузах.
8. 50×50 (1989)
Первым ведущим передачи стал шоумен Сергей Минаев, на харизме которого поначалу и держались рейтинги. Он же придумал и записал заставку со знаменитой мелодией «Фифти-фифти». По задумке, в передаче должны были освещаться новости поп-культуры и новые песни, интервью звезд и творчество начинающих артистов.
Некоторые исполнители приходили в программу в качестве соведущих на один выпуск. Но поначалу только Минаев оставался постоянным участником передачи. Однако проработал он в «50×50» не слишком долго. В разное время ведущими передачи были Алексей Веселкин, Ксения Стриж и Николай Фоменко.
9. Позвоните Кузе (1998)
«Позвоните Кузе» — это первый в истории отечественного телевидения интерактивный проект, телевизионная компьютерная игра. Дети со всей страны мечтали дозвониться в эфир и перехватить управление персонажем. Кнопки телефона превращались в систему навигации, и участник мог управлять Кузей на глазах у миллионов телезрителей. Единственной сложностью было то, что качество связи в те годы трудно назвать хорошим. Игроки совершали ужаснейшие ошибки из-за задержки сигнала.
10. Моя семья (1996)
Формат передачи не подразумевал интереса молодежной аудитории, потому что проблемы, которые в ней освещались, касались больше зрелых людей: семья, отношения, дети. Участвовали как профессиональные психологи, так и актеры, музыканты и так далее. Беседы обычно проходили в студии, на импровизированной большой кухне. Но сама идея была новой и поэтому вызывала интерес у всех. Чего только стоила рубрика «Маска откровения», где рассказчик скрывался под специальной маской, описывая свою проблему и слушая мнения психологов.
Ведущий Валерий Комиссаров объяснял успех передачи тем, что в ней обсуждались вечные проблемы отношений между людьми, интерес к которым никогда не ослабевает. Многие люди и спустя годы не могут забыть захватывающие истории «маски», которые навряд ли имели место в реальной жизни.
- Помню, на программу пришла женщина, которая после замужества стеснялась новой фамилии — Попа. Спросили, почему она не оставила девичью? Она ответила, что девичья фамилия еще хуже, даже вслух сказать стыдно. Вот с тех пор меня 20 лет мучает вопрос, что там за фамилия. © Пятровна / Яндекс.Дзен
- Помню, что была героиня, которая долго и подробно рассказывала про знакомство с будущим возлюбленным на корабле. Потом сорвала маску, а там... Лолита Милявская! Якобы все это она говорила про знакомство с Цекало. Чушь полная! © Любовь Солдатенкова / Яндекс.Дзен
На телевидении и сейчас много злободневных телешоу, но почему-то они не трогают душу так, как это делают передачи 90-х годов. А вы помните какие-нибудь душещипательные истории от «Маски откровения»? Пытались дозвониться Кузе?