10+ особенностей жизни балерин прошлого, о которых не упоминают вслух
Слово «baletto» означало «маленький бал», изначально балет — это небольшой постановочный номер, которыми открывались балы аристократов. Танцевали в таких номерах и короли, и придворная знать. Со временем этот танец из маленького развлечения превратился в искусство, почитаемое миллионами.
«Зона Комфорта» публикует 10+ фактов из истории балета, про которые сегодня уже мало кто слышал. А в конце мы припасли еще один в качестве бонуса.
Костюмы танцовщиц были максимально закрытыми
- До XVIII века костюмы для балетных выступлений мало чем отличались от повседневной одежды: для женских ролей, которые часто исполняли юноши, использовали длинные платья на каркасе с подъюбниками. Танцовщики надевали туфли на каблуках, делали высокие сложные прически и носили вычурные головные уборы.
- В XVIII веке французские балерины Мари Анн Камарго и Мари Салле танцевали в более коротких юбках, чем это было принято, но и они были едва выше щиколотки. Чтобы зрители не видели ничего «непристойного», балерины должны были надевать специальные панталоны.
- Балетная пачка в современном представлении появилась с легкой руки балерины Аделины Джури. Она была капризного нрава и не захотела позировать перед фотографом в длинной юбке. Поэтому она схватила рядом лежащие ножницы и безжалостно отрезала, по ее мнению, все лишнее. С тех пор короткие пачки вошли в моду.
Иметь богатого покровителя было нормой
- По-особому было спроектировано здание Оперы Гарнье в Париже. Перед спектаклем богатые мужчины заходили в специальное помещение. Там прямо у них на глазах балерины разминались и готовились к выходу на сцену. А мужчины-покровители выбирали себе даму сердца. Помещение, служащее местом встреч и знакомств, называлось «танцевальное фойе».
- Покровитель оплачивал балерине пуанты, экипировку и частные уроки, а иногда делал дорогие подарки. Однажды балерины посетовали на маленькую заработную плату, и тогда руководство Оперы ответило: «Но, дамы, у вас же есть „танцевальное фойе“!»
Бытовые условия в балетной школе были спартанскими
- До середины XIX века собственной бани у театрального училища не было, так что парили будущих артисток раз в 2 месяца. Когда баня появилась, воспитанниц водили мыться каждую пятницу.
- Для школьных спектаклей будущим танцовщицам выдавали старые изношенные костюмы, которые те подгоняли по размеру и росту тут же на себе. Повседневная одежда также была не лучшей — старомодные платья из дешевой ткани. По окончании школы выпускница получала полдюжины белья и старый салоп (верхняя одежда в виде накидки с прорезями для рук), который она красила и носила. В конце XIX века стали выдавать по ₽ 100 на экипировку.
- С утра всех девочек осматривали с ног до головы, чтобы проверить, как они выглядят, в порядке ли прическа, платье. Только после этого они получали доступ к занятиям.
- В комнате с ученицами спала классная дама — она следила за порядком, чтобы никто не нарушал правила. Например, не проносил в спальню запрещенные предметы — книги или личные вещи — или не встречался с учениками противоположного пола. Классные дамы обычно были строги, как этого требовали правила заведения. Но в то же время они сердечно переживали за своих подопечных.
В балете не было единого стандарта внешности
- В 1830-е годы во Франции блистала Мария Тальони. Вначале ее считали просто безобразной: длинные руки и ноги, шея, как у жирафа, неженственные формы. Но ее отец превратил недостатки дочери в новый романтический идеал, придумав для балета «Сильфида» соответствующий наряд и образ. И очень скоро предшественницы Тальони начали казаться публике приземленными и грубыми.
- Требования к поступающим в балетную школу были специфичными. Самое главное — заручиться протекцией высокопоставленных чинов, второе — не иметь порока сердца и проблем с дыханием. Жестких критериев внешности не было. Лицо должно было быть миловидным, лопатки — поставлены правильно, колени не должны были провисать. Приветствовалась мобильность.
Балерины и беременность
- Будущая балерина, хореограф и педагог балета Бронислава Нижинская родилась буквально за кулисами театра: ее мать, балерина, выступала на сцене до последнего дня беременности.
- Балерина Матильда Кшесинская, забеременев, предполагала, что сможет скрывать свое положение и танцевать по крайней мере первые 5 месяцев, иначе партии достались бы другим балеринам. Что она и делала, станцевав в том числе и в «Дон Кихоте». Ее выступления закончились лишь на 6-м месяце беременности. Матильда вспоминала: «Я продолжала выходить на сцену до февраля. Чувствовала себя превосходно. Ни по характеру движений, ни по фигуре не было заметно, что я беременна».
Современный балет сильно изменился по сравнению с тем, что танцевали 100 лет назад. Все стало другим: и подготовка танцоров, и костюмы. Сейчас на изготовление одной балетной пачки уходит 90 часов. Вот сколько труда требует этот вид искусства. В нашей редакции мы ждем не дождемся возможности блеснуть новыми знаниями. А у вас такой шанс есть прямо сейчас. Какие факты вы знаете? Расскажите в комментариях на сайте.