10 деталей на картинах известных художников, в которых зашифрованы весьма щекотливые факты
Работая над картиной, гениальный художник не просто создает изображение на холсте, а вкладывает в него неочевидные смыслы, загадки и символы. Чтобы расшифровать их, искусствоведам и историкам приходится годами ломать голову. Но результат определенно того стоит.
Не просто зверек
Девушка на портрете — Чечилия Галлерани. С помощью одной детали художник выдал секрет, чья это любовница.
У Чечилии были близкие отношения с Лодовико Моро, известным деятелем эпохи Ренессанса. В 1488 году аристократ вступил в орден Горностая, и этот зверек стал его личным геральдическим животным. Работая над портретом Чечилии, Леонардо да Винчи тонко намекнул всем посвященным, кто именно попал в руки этой властной девицы.
Две картины в одной
Исследование картин с помощью рентгена иногда приводит к неожиданным открытиям. Например, за живописной травой на полотне Винсента Ван Гога на самом деле скрывается портрет крестьянки.
Дело в том, что художник часто закрашивал свои ранние работы. По оценкам экспертов, около трети ранних произведений Ван Гога были в итоге перекрыты другими картинами.
Рисунок невидимыми чернилами
Одна из картин Жан-Мишеля Баскии под названием Untitled (1981).
Американский художник Жан-Мишель Баския часто экспериментировал со своими картинами, оставляя на холсте множество секретных деталей. Так, во время очередной проверки на подлинность на одном из полотен были обнаружены невидимые чернила, воссоздающие полную картину.
Теперь искусствоведы советуют владельцам произведений Баскии проверить их с помощью ультрафиолета: возможно, секретные детали есть во всех работах живописца.
Призраки на картинах Модильяни
Портрет таинственной Антонии, написанный Амедео Модильяни, привлекает внимание не только своей мрачностью. Исследователи обнаружили, что в самых неожиданных местах на полотне скрыты изображения человеческих лиц.
Под инфракрасным излучением можно насчитать по крайней мере 4 «призрака». Скорее всего, Модильяни просто использовал холст повторно, переворачивая его, когда начинал рисовать новое произведение.
Спрятанные кувшинки Моне
«Глицинию» Клода Моне можно по праву считать последней загадкой художника, и дело вот в чем. Подготавливая картину к очередной выставке, реставраторы внезапно заметили на холсте мазки, под которыми мастер словно пытался что-то спрятать. Чтобы узнать, что скрывается за этими пятнами, был сделан рентгеновский снимок полотна.
Оказалось, что под «Глицинией» находится картина, на которой изображены кувшинки, в свое время принесшие художнику большую популярность. Похоже, что спрятанные водяные лилии — это сознательный эксперимент живописца, своеобразный мост между кувшинками и глициниями.
Обезьяна как символ личности
Фрида Кало часто рисовала рядом с собой маленьких обезьянок. И неспроста: художница хотела таким образом подчеркнуть силу и дикую женскую энергетику своей натуры. Дело в том, что в культуре ацтеков обезьяны считались богами плодородия, известными своей дерзостью, раскованностью, а также любовью к танцам и искусству. Фриде Кало такой символизм подходил как нельзя лучше.
Выцветший портрет
Ренуар был так доволен своей картиной «Портрет мадам Леон Клаписсон», что выбрал ее для участия в Салоне 1883 года. И только спустя некоторое время, когда исследователи решили снять раму, было обнаружено, что часть полотна, спрятанная за ней, имела другие, отличные от основных цвета.
Это небольшое отличие стало ключом для искусствоведов, выдвинувших теорию, что сдержанные оттенки на полотне Ренуара не соответствовали изначальному замыслу художника. Скорее всего, живописец использовал алые и пурпурные цвета, которые из-за своей светочувствительности со временем побледнели.
Чужие среди своих
При всей фундаментальности работы Хуберта и Яна Ван Эйков особого внимания заслуживают 2 фигуры, расположенные по краям алтаря. Это не религиозные деятели и даже не святые люди, как может показаться на первый взгляд, а непосредственно заказчики работы.
Богатый купец настолько сильно желал искупить свои грехи, что потратил часть накоплений на это произведение искусства. Он заказал изготовление алтаря с изображением себя и своей жены, надеясь на спасение душ.
Иронично, что при жизни купец страдал от излишней любви к деньгам. Именно этот грех он и пытался искупить, вложив свои богатства в Гентский алтарь.
Любовный треугольник XVII века
За классическим портретом XVII века скрывается целая любовная интрига — к такому выводу пришли кембриджские ученые после анализа полотна «Портрет Изабеллы Брант», написанной Антонисом Ван Дейком. Художник взялся писать портрет жены своего наставника Рубенса якобы ему в подарок, однако исследователи считают, что последний так и не получил картину: Ван Дейк оставил ее себе.
Загадочная фигура на заднем плане является намеком на роман Изабеллы Брант и Антониса Ван Дейка. Так одной деталью художник показал, что у дамы есть любовник. Кроме того, расположение жены Рубенса слева от зрителя противоречит традициям портретной живописи, где в подобном месте изображался муж, а не жена. Этим приемом Ван Дейк как будто символически пытается разрушить брак Рубенса.
Путешествие во времени
Полотно Фердинанда Георга Вальдмюллера «Ожидаемая», выставленное в мюнхенской галерее, вызвало настоящий ажиотаж. На холсте изображена девушка, которая, шагая по тропинке, увлеченно смотрит на предмет в руках, очень напоминающий современный смартфон. Сегодня по улицам с таким видом ходят миллионы людей.
Хотя эта картина была написана в 1860 году, ничего мистического в ней нет. Искусствоведы заявили, что в руках героини не смартфон, а обыкновенный молитвенник.
Нам так и захотелось взять в библиотеке энциклопедию по истории искусств, вооружиться лупой и выяснить, какие тайны скрывают в себе знаменитые картины. А вы любите искать тайные послания в полотнах художников? Как думаете, меняют ли они восприятие произведений искусства и их ценность?