У каждого советского фильма, получившего народное признание, как правило, непростая история создания. Одним режиссерам приходилось идти на хитрости, чтобы оставить в кино эпизоды, которые пришлись не по душе худсовету. Другим — делать все возможное, чтобы потушить страсти, бушующие на съемочной площадке.
Мы в «Зоне Комфорта» решили приоткрыть завесу тайны и рассказать, как проходили съемки легендарных советских фильмов.
Девчата
- Изначально роль Тоси предназначалась Наталье Кустинской, на которой был женат режиссер картины Юрий Чулюкин. Но худсовет счел артистку слишком красивой для образа простоватой поварихи. Чулюкин долго не мог признаться супруге, что съемки начались без нее.
- Исполнитель роли Ильи Ковригина хотел, чтобы красавицу Анфису сыграла его жена Алла Ларионова. Но режиссер отдал эту роль Светлане Дружининой. Обидевшийся актер на протяжении съемок относился к партнерше более чем прохладно.
- Чтобы получить роль Ильи, Николай Рыбников сбросил 20 кг.
- Николай Рыбников и Надежда Румянцева так и не смогли найти общий язык. Рыбников к тому времени уже считался звездой и был недоволен тем, что ему приходится играть с начинающей актрисой. Из-за конфликтов между артистами режиссеру пришлось переписать некоторые сцены.
- Юную Тосю Кислицыну Надежда Румянцева сыграла в 31 год. Кстати, с Рыбниковым они были ровесниками.
- Во время съемок сцены, в которой Тося приносит лесорубам обед, Рыбников, не задумываясь, облизал ложку. На морозе она мгновенно примерзла к губе. Актер мужественно оторвал ложку прямо с кожей, чем произвел впечатление на всю съемочную группу.
- Инна Макарова принципиально не пришла на премьеру фильма. Она обиделась на режиссера за то, что он вырезал сцену, в которой ее героиня решает разорвать отношения с Ксан Ксанычем, надеясь все же встретить настоящую любовь. Юрий Чулюкин посчитал эпизод слишком серьезным для комедии.
Старик Хоттабыч
- Леша Литвинов завершал учебу в 5-м классе, когда в его школу пришли из «Ленфильма» и отобрали несколько ребят для кинопроб. На роль Вольки в комедии выбрали другого мальчика. Но спустя месяц режиссер понял, что Литвинов подходит больше. И его пригласили снова.
- Волька по сюжету блондин, и Литвинову осветлили волосы с помощью перекиси водорода.
- На роль Хоттабыча пробовались Евгений Лебедев и Георгий Вицин, но режиссер выбрал малоизвестного одесского актера Николая Волкова. В гриме он идеально подходил для этого персонажа.
- Вместо мороженого Хоттабыч ел творожные сырки: никто не хотел, чтобы актер простудился. Побочным эффектом такого решения было то, что Волков видеть не мог творожные сырки всю оставшуюся жизнь.
- В «Старике Хоттабыче» бананы зеленого цвета, потому что никто на съемочной площадке не знал, как они выглядят на самом деле. Их сделали из папье-маше и покрасили зеленой краской.
- Спецэффекты в фильме были выполнены на уровне Голливуда. Для картины разработали специальную камеру, пленку, проявочную машину (этим занимался НИИ телевидения).
- Сцена, в которой старик Хоттабыч помогает футбольной команде, снималась при участии настоящих футболистов. Однако трибуны были заполнены картонными зрителями. Крупные планы болельщиков снимали уже на людном стадионе.
Москва слезам не верит
- Многие, в том числе члены съемочной группы, считали фильм слишком уж «дешевой мелодрамой», и Меньшову приходилось преодолевать сопротивление. Это была его вторая режиссерская работа.
- На роль Кати он приглашал Анастасию Вертинскую, Ирину Купченко и Маргариту Терехову, но они все отказались.
- Родители Натальи Вавиловой, которая должна была сыграть роль Александры, запретили ей сниматься в этом фильме: они видели ее будущее в дипломатии. Уговорил их Алексей Баталов, придя с режиссером картины к ним в гости.
- Алексей Баталов вначале вежливо отказался от роли Гоши. Режиссер уже решил звать Вячеслава Тихонова, но ночью ему позвонил Баталов и сказал, что прочитал сценарий еще раз и передумал.
- Фильм купили более 100 стран мира. Так, США приобрели право показа за $ 50 тыс. и выручили за год $ 2,5 млн. При этом сценарий ленты занял лишь 3-е место на московском конкурсе: никто из режиссеров-тяжеловесов не согласился его экранизировать. Меньшов ввел новых героев и переписал часть сцен.
- Режиссер посчитал, что сообщение по телефону о том, что картина завоевала «Оскар», — это первоапрельский розыгрыш. Но затем его пригласили в Госкино и поздравили. Из страны на церемонию вручения Меньшова не выпустили, и «Оскар» получал представитель посольства. Режиссеру дали ее подержать, но он «попросил оставить статуэтку хотя бы на ночь дома» и не вернул.
- Вере Алентовой присылали много писем из разных стран, в том числе из Канады, Франции, даже Анголы и Гвинеи. В них женщины писали: «Это я, это история про меня». Судьба условной Кати оказалась намного шире, чем предполагали во время съемок. «Я думаю, что такое же завоевание проходит любая девушка, попадая в столицу в абсолютно любой точке земного шара», — сказала актриса.
Служебный роман
- «Сейчас зачешу себя поуродливей — и в кадр!» — с такими словами вышла на съемочную площадку Алиса Фрейндлих, лично пересмотревшая все платья костюмерной в поисках самого страшного, подходящего для Калугиной. «Только очень большая актриса способна так безжалостно уродовать себя», — сказал о ее работе Эльдар Рязанов.
- Фрагмент, в котором все женщины красятся на рабочем месте, — находка режиссера. Однажды он увидел, как его жена с приятельницей наносят макияж, и подумал, что это отличный ход, нужно лишь задействовать побольше людей. Поэтому он сказал актрисам и массовке: «Девочки, давайте наводите марафет». В это время их снимали скрытой камерой, и кадры получились прекрасными.
- В квартире Калугиной все продумано до мелочей и соответствует образу интеллигентного руководителя: по книгам видно, что их читают, а не держат ради красоты, а на стене висит картина Амедео Модильяни «Девушка в матроске».
- Гримеры тратили по несколько часов, чтобы «превратить вальяжного Андрея Мягкова в зачуханного Новосельцева». И то же самое касалось уставшего Басилашвили: ему нужно было выглядеть лощеным Самохваловым. Басилашвили безуспешно пытался уговорить режиссера поменять их с Мягковым местами. Но Рязанов не сдался и лишь написал актеру расписку, что обязуется снимать его во всех своих фильмах.
- На часах в кабинете Калугиной всегда было одно и то же время — 9:30.
- Ставшая крылатой фраза «Пойдемте же, пойдемте же... спасать кошку!», как и вся сцена романтического ужина Калугиной и Новосельцева у нее дома, — талантливая импровизация актеров. Рязанов заранее просил как можно больше импровизировать, утешая артистов тем, что потом все неподходящее вырежет.
- Съемки толпы в транспорте (автобусе, электричке) проводились в самый настоящий час пик полускрытой камерой.
Ирония судьбы, или С легким паром!
- Андрей Миронов пробовался на роль Жени Лукашина. Режиссер дал актеру каверзную сцену, в которой Миронов произносит: «А я у женщин никогда не пользовался успехом... еще со школьной скамьи», — и вышло это неестественно. Никто не поверил бы, что такой мужчина, как Миронов, мог быть непопулярным у женщин.
- Госкино и «Мосфильм» не хотели запускать фильм в производство. И снимать двухсерийную картину в те времена позволялось лишь в случае, если в ней отражались глобальные проблемы мира. Комедию спасло телевидение, на котором были рады сериалам.
- Рязанов хотел, чтобы роль Нади сыграла Светлана Немоляева. Он называл ее Чаплином в юбке. Многие актрисы участвовали в пробах, но только ей позволили сделать целых 8 попыток. Она снималась в сценах и в парике, и без него, играла на гитаре, пела, скандалила при виде незнакомца в квартире. Но все было не то. Изрядно намучившись, Рязанов отказал актрисе со словами: «Ну, Света, не судьба! Конечно, можно сыграть хуже, но трудно».
- Барбара Брыльска репетировала 3 дня, чтобы движения губ попадали в текст песни, которую исполнила Алла Пугачева.
- Редакционная коллегия просила вырезать сцену драки Лукашина с Ипполитом и фразы типа «Пошел вон!», «Выметайтесь отсюда!», поскольку, по мнению экспертов, они были не в характере Жени и Нади.
- Кадры, в которых машина Ипполита крутится на льду, снимались на асфальте, политом маслом: снег был в некотором дефиците.
- Показ фильма был запланирован на 1 января. За полгода с момента окончания съемок до премьеры режиссер натерпелся: картину называли безнравственной, требуя вырезать сцены в бане и аэропорту. Но после выхода комедии Рязанову присудили Госпремию.
Любовь и голуби
- Комедия «Любовь и голуби» основана на реальных событиях. Настоящие Василий и Надежда Кузякины были соседями сценариста Владимира Гуркина. Они жили в городе Черемхове. Там в 2011 году главным героям картины поставили памятник.
- Александр Михайлов сначала отказывался от роли Васи Кузякина. Этого персонажа хотел сыграть Сергей Юрский, которого в итоге утвердили на роль дяди Мити.
- За роль Нади боролись Любовь Полищук и Наталья Кустинская. Обе оказались неубедительными на пробах.
- Сергей Юрский и Наталья Тенякова, сыгравшие дядю Митю и бабу Шуру, в жизни также были мужем и женой.
- Сцены на море снимались в Батуми в ноябре. Температура воды была всего 14 °С, актерам приходилось притворяться, будто им жарко, в то время как на самом деле они дрожали от холода.
- Эпизод, в котором Василий выпадает из дверей своего дома в море, чуть не стоил Александру Михайлову жизни. Актер падал с пирса в Кобулети, а под водой его поджидали водолазы, чтобы раздеть. Во время подводных съемок один водолаз никак не мог развязать галстук, и его пришлось экстренно разрезать.
- Для съемок эффектной сцены с зацветшим деревом привлекли фокусника. Он спрятал в ветвях 10 специальных тросточек, из которых выскакивали цветы, стоило лишь дернуть за веревочку. Съемочная группа переживала, что оборудование не сработает. Но дерево «зацвело» с первого дубля. Правда, из 10 открылось всего 7 тростей.
Какой ваш любимый советский фильм? Как думаете, могут ли современные режиссеры снять картины, которые были бы интересны зрителям на протяжении нескольких десятков лет?