9 литературных героинь, которые в пух и прах разбивают бредни о слабом поле
Женские образы в классической литературе часто наводят на читателей тоску. Одна героиня, раскаявшись в тайном романе, прыгает с обрыва, другая из-за великой любви едет на каторгу, третья выходит замуж и превращается в «плодовитую самку». К счастью, не все так уныло. Есть в перечне персонажей и те, глядя на которых даже современные девушки могут сказать: «Так держать, сестра!»
Мы в «Зоне Комфорта» решили по-новому взглянуть на привычных персонажей классической литературы. У многих из них есть чему поучиться.
Анна Сергеевна Одинцова («Отцы и дети»)
Анна Сергеевна Одинцова, пожалуй, самый нетипичный женский персонаж в классической литературе. Яркая, образованная женщина, она упорно отстаивает свою независимость, махнув рукой на тревожный статус: у нее нет ни детей, ни мужа, ни даже матери. Героиня не готова соглашаться на меньшее, а потому отказывается от того, что ей предлагает Базаров. Девушке нужны не туманные перспективы, а надежный спутник жизни.
Вера Николаевна («Гранатовый браслет»)
Вере не нужна любовь такого человека, как Желтков. И дело не только в бедности мужчины: телеграфист никак не вписывается в каноны высшего света поведением, образованием, складом ума.
Девушка не может ответить на его ухаживания, и винить ее за это сложно. Дороже всего для Веры репутация и честь семейства. К тому же, ее просто тошнит от пошлости происходящего и от едких комментариев близких, да и поклонник, которого мы привыкли воспринимать исключительно как несчастного человека, если вдуматься, не отличается хорошим вкусом. Взять, к примеру, его подарок: из старинного украшения с историей он, нисколько не сомневаясь, заказывает браслет «низкопробный, очень толстый... дутый». Его подлинные чувства наряжены в дешевые одежды из недорогих сентиментальных романов.
Элен Курагина («Война и мир»)
Элен Курагину в чем только не обвиняют. Якобы ее интересовали только наряды, деньги и высокопоставленные мужчины. Она влюбила в себя Пьера, вышла за него замуж, а затем бросила. Но если копнуть глубже, мы увидим, что за эпатажным поведением скрывается серьезная душевная рана.
Отец Элен, князь Василий, не волновался о чувствах своих детей, а думал лишь о том, как выгодно их пристроить. Элен — пешка в руках отца. Идея женить богатого наследника на своей дочери — еще один пункт его плана. Мать девушки вообще завидовала ее красоте и молодости. Возможно, своим поведением Элен просто пыталась компенсировать недостаток любви?
Анна («Анна Каренина»)
Анну осуждали за опрометчивость. А также за то, что, вместо того чтобы действовать разумно, она пошла на поводу у чувств. Но еще до встречи с Вронским женщина была глубоко несчастна. Нелюбимый муж, ко всему прочему, наверняка еще и не уделял ей внимания. Утешение Анна находила в сыне и выходах в свет.
Однако, несмотря на измену мужу, Анна не кривит душой и не притворяется, честная на максималках. Она принимает последствия своего поведения, но, к сожалению, не находит выхода из сложившейся ситуации.
Аксинья («Тихий Дон»)
Аксинья — живой и яркий персонаж, а ее поступки сложно однозначно назвать плохими. Мы восхищаемся шекспировской Джульеттой, готовой отречься ради любви от семьи, но Аксинья намного круче. Ее чувство жертвенное, безрассудное, многолетнее, ради него она готова вынести все.
Да, она выступает в роли разлучницы, но разве лучше жить в обмане, оглядываясь на чужое мнение, и отказаться от счастья? Она сходится с Листницким, но можно ли судить женщину, потерявшую ребенка, когда она от горя не знает, куда деваться? В конце романа даже ее недоброжелатели — мать Григория и Дуняша — готовы увидеть в ней человека, способного любить не жалея сил.
Татьяна Ларина («Евгений Онегин»)
Читателей удивляет, почему Татьяна страдала из-за неразделенной любви, но в итоге от своего счастья отказалась. Мажор Онегин пришел к ней на поклон, а она дала ему от ворот поворот.
Дело в том, что Татьяна смогла увидеть настоящего Онегина. Сначала мужчина отказал ей, а затем, когда увидел, как она изменилась, якобы влюбился. Возможно, Евгений — нарцисс, не способный к эмпатии. Зато Татьяна в конце произведения уже не юная провинциалка, а мудрая женщина, которая держится с благородством и знает себе цену.
Грушенька («Братья Карамазовы»)
Грушенька — гордая девица, которая готова дать отпор обидчикам и буквально драться за свое счастье. Она морочит Карамазовым голову, из-за чего отец и сын ссорятся. Тем не менее героиня отчасти жертва обстоятельств.
Это травмированная девушка, которая всеми силами борется за свое счастье и пытается построить новую жизнь. Оттого и мечется она меж двух огней не в состоянии найти покой. Несмотря на свои недостатки, Грушенька не делает ничего по-настоящему плохого.
Арина Петровна («Господа Головлевы»)
Головлева — непреклонный, жестокий человек, которого боятся и слушаются все домочадцы. Читателю она видится холодной женщиной, которая только и делает, что думает о приумножении капитала. Однако кто, если не она? Муж Арины Петровны отошел от дел и занят лишь тем, что пишет стихи. Дети промотали наследство и висят у нее на шее.
Сейчас Арину Петровну назвали бы бизнесвумен. Благодаря ей процветало и расширялось имение. Да и детей она не бросала — выделила им средства к существованию. Не она ведь виновата в том, что они все потеряли. Когда Головлева отошла от дел, имение пришло в упадок. Так, может быть, Арина Петровна была вовсе не плохим человеком, а тем, кто держал всю семью на плаву?
Ольга Ильинская («Обломов»)
Любовь к Ольге Ильинской вытащила Обломова из «сонной жизни», но ненадолго. Как только Илья Ильич почувствовал, что девушка ждет от него настоящих мужских поступков, он сразу дал задний ход. Обломов, за которого Ильинская согласилась выйти замуж, начал избегать невесту, просить перенести день свадьбы и все чаще пропадать.
И что же делает Ольга? Она выбирает себя, а не отношения. Девушка сама кладет конец неудачному роману и уезжает за границу. И пусть барышня переносит разрыв болезненно, она все же не идет на поводу у слабохарактерного любимого. Ольга не стала унижаться и умолять Обломова передумать, а просто ушла, оставив горе-жениха наедине со своей ленью и нерешительностью.
Героини классической литературы могут показаться слишком наивными и правильными, но многие из них действительно обладают крепким стержнем. Кто из персонажей нашей подборки вызывает у вас восхищение, а кого вы на дух не переносите?