9 фактов о бутафорской еде, о которых актеры и режиссеры не особо распространяются
В съемках кино принимает участие огромная команда людей. Зрители и критики много внимания уделяют актерской игре, режиссерскому мастерству, операторской работе, вкусу художников по костюмам. Но мы редко говорим о тех, кто делает кадр по-настоящему «вкусным», — о кулинарных стилистах.
«Зона Комфорта» расскажет о еде, которую мы видим в кино. А в конце статьи мы приготовили для вас любопытный факт о спагетти-вестернах.
Актерам часто приходится сплевывать еду
Порой актерам приходится есть торт по 8 часов подряд, чтобы получить удачный дубль. Если они будут съедать каждый кусочек, легко можно представить, что станет с их фигурой. Поэтому звездам кино ничего не остается, кроме как сплевывать еду в специальные ведерки.
Например, чтобы снять сцену конкурса поедания стейков в фильме «Проклятие моей матери», Барбре Стрейзанд пришлось прожевать и выплюнуть 136 кг мяса. А Эмилия Кларк во время съемок «Игры престолов» съела 28 «сердец» из джема.
Еду готовят высококвалифицированные профессионалы
Задача кулинарных стилистов заключается не в том, чтобы просто приготовить еду. Они должны сделать так, чтобы в кадре блюда смотрелись реалистично, были съедобными и могли выдержать определенные условия (длительность съемки, погоду, температуру и так далее). И конечно, еда должна выглядеть аппетитно.
Поэтому таким специалистам требуется не только расширенная программа курса кулинарии, но также знания о питании и современных методах приготовления еды, таких как молекулярная гастрономия. Эта наука изучает, как меняются ингредиенты во время готовки.
Каждое блюдо требует предварительного исследования
Стилисты должны знать заранее не только о том, что им предстоит приготовить, но и о других факторах, которые могут повлиять на внешний вид и прочие характеристики блюда. Например, это может быть еда для исторического фильма, или фэнтези, или научно-фантастического. А может потребоваться традиционное блюдо какой-нибудь кухни, которое нужно особым способом готовить или подавать. Такие моменты необходимо учитывать.
«Перед камерой все имеет значение, в том числе еда, — говорит кулинарный стилист Марта Карденас. — Мы должны смотреть на вещи как художник-постановщик, изучать картины, фотографии и старые кулинарные журналы, чтобы черпать вдохновение».
В кино, в отличие от фотографии, для съемок почти всегда готовят настоящую еду
Подготовка блюда для фотосессии сильно отличается от приготовления еды для киносъемок. В первом случае пища может быть несъедобной, и никто этого не заметит. Но в фильме, особенно если режиссер хочет, чтобы актеры как-то взаимодействовали с продуктами для большего правдоподобия, искусственную еду использовать практически невозможно.
В то же время благодаря технологическим достижениям, таким как объективы с высоким разрешением (HD), подделки в кадре стало легко обнаружить. Поэтому все создатели кино все чаще выбирают 100-процентную аутентичность всего, что попадает в объектив камеры, включая продукты питания.
Однако бывают случаи, когда используют ненастоящие продукты
Иногда, когда не предполагается, что актеры будут есть на самом деле, в кадре используется бутафорская еда. Например, для съемок сцены дня рождения в фильме «Второй шанс» приготовили фальшивый торт, так как есть его не собирались. Но в последний момент режиссер передумал.
«Нам пришлось пилой разрезать торт из пенопласта, потому что ни один из моих ножей не мог справиться. Тогда мы решили положить на него настоящие слои, чтобы он смотрелся правдоподобно. В итоге мы вынуждены были послать людей искать на рынках белые коржи, чтобы в кадре это выглядело так, будто люди на заднем плане на самом деле едят торт», — вспоминает стилист Мелисса Максорли.
Некоторые блюда в итоге не попадают в кадр, но их почти всегда кто-нибудь съедает
Еда после съемок редко остается. Обычно актеры съедают ее в своих сценах, а съемочная группа доедает остатки. Нетронутые продукты в хорошем состоянии убирают в холодильник и сохраняют для других проектов, жертвуют на благотворительность или перерабатывают в блюда, джемы и соусы.
Новая еда изобретается и готовится постоянно, даже если таких блюд еще не существует
Чтобы подготовить праздничный стол, который мог бы быть накрыт в 3000 году на какой-нибудь планете за пределами Млечного Пути, требуется много фантазии и исследовательской работы. Вероятно, растительность на этой планете была бы совсем другой. Для создания несуществующих в реальности блюд кулинарные стилисты используют свое воображение по максимуму, но при этом им нужно помнить, что еда должна выглядеть правдоподобной. Поэтому мастеру необходимо позаботиться не только о внешнем виде, но и о вкусе, текстуре и подаче блюд.
«Руки актеров могут быть в перчатках, причем не из резины, а из фигурного силикона или латекса, и эти перчатки часто не похожи на человеческие руки. Поэтому при работе нужно учитывать, что актеры не могут использовать руки в полной мере. Они берут еду этими перчатками», — говорит Дженис Пун, являющаяся одним из самых популярных кулинарных стилистов американского телевидения.
Фуд-стилисты не всегда знают, что произойдет с едой в кадре
Поскольку работа кулинарного стилиста предполагает участие сразу в нескольких проектах, он не всегда знает, что будет происходить с едой в кадре. Например, его просят приготовить прекрасную зажаренную индюшку, а потом он смотрит на результат и видит, что к его индейке прифотошопили голову актера. Именно так и произошло на съемках ситкома «Сайнфелд».
Необходимо большое количество еды
Каждое блюдо должно иметь несколько копий на случай, если потребуется множество дублей. «Для сцены Дня благодарения мне нужно от 8 до 24 индеек, потому что каждый раз, когда в кадре разрезают индейку, она должна быть целой», — говорит шеф-повар Крис Оливер, один из самых известных кулинарных стилистов американского кино и телевидения.
Кроме того, есть эпизоды, где актеры едят по-настоящему. Если артист съедает половину гамбургера и сцену приходится повторять, ему нужен новый гамбургер. Для съемок фильма «Повар на колесах» потребовалось приготовить около 800 кубинских сэндвичей. «Вы должны поесть, затем вам снова нужно поесть, а потом вы опять должны есть для каждого ракурса и каждого кадра», — говорит режиссер ленты Джон Фавро.
Раньше в кино в качестве еды часто использовали макароны. Все дело в том, что их легко готовить и они долго сохраняют товарный вид. Даже спагетти-вестерны так называли отчасти потому, что в 90 % случаев их герои ели спагетти. Хорошо, что сейчас столы на экране стали куда разнообразнее. В нашей редакции мы ждем не дождемся возможности блеснуть новыми знаниями. А у вас такой шанс есть прямо сейчас. Какие факты вы знаете? Расскажите в комментариях на сайте.