13 фильмов, которые вложили нам в голову неверное представление о жизни, а мы и поверили
Хороший фильм волей-неволей оказывает влияние на зрителя. Мы оцениваем поступки главных героев, а иногда даже копируем их поведение. Однако опасность заключается в том, что порой кино вкладывает нам в голову ложные представления о реальности, а мы этого даже не замечаем.
«Достать ножи» (2019)
Фильм «Достать ножи» без преувеличения можно назвать эталонным детективом. В нем есть и лихо закрученный сюжет, и интрига и, конечно, блестящие актерские работы. Правда главная героиня Марта в исполнении Ана де Армас получилась у авторов чересчур правильной. По сюжету Марта — бедная эмигрантка, которая работает в богатой семье Тромби. И по своим душевным качествам и благородству она настолько превосходит своих работодателей, что даже не может врать без позывов к рвоте.
Такое смирение Марты очень сильно контрастирует с мелочностью, жадностью и членов семьи Тромби. В итоге зрителям невольно внушается мысль о том, что все богатые люди — испорченные негодяи и эгоисты, а единственный приличный человек — это небогатая медсестра. Что ж, если по задумке режиссера фильм должен был разоблачить «привилегированных граждан», то у него это вышло блестяще.
«Основной инстинкт» (1992)
Эта детективная драма с Шэрон Стоун по праву вошла в сокровищницу мирового кинематографа, покорив зрителей яркой актерской игрой и лихими сценарными поворотами. Как мы помним, в центре сюжета — расследование преступления, в котором обвиняют эксцентричную писательницу. За дело берется матерый сыщик, но невероятная притягательность подозреваемой красотки приводит к тому, что детектив теряет голову из-за одолевающей его страсти.
И ладно бы только детектив! Утвердив на роль «фам фаталь» роскошную Шэрон Стоун, режиссер умудрился добиться того, что зрители сочувствуют и даже восхищаются неуравновешенной преступницей. Манипуляция в чистом виде, но весьма талантливая. (Кстати, режиссеры нередко делают злодеек намного обаятельнее, чем положительные персонажи. Убедитесь в это сами, прочтя эту нашу статью).
«Эмили в Париже » (2020 — ...)
В 2020 году на экраны вышел сериал «Эмили в Париже», который мгновенно обзавелся миллионной армией поклонников во всем мире. В центре сюжета — история американки Эмили Купер, которая приехала в Париж по работе. Главная героиня очень быстро очаровала зрителей своей легкостью и оптимизмом. Она всегда находит выход из любых ситуаций просто потому, что смотрит на жизнь позитивно. Но в жизни такие правила поведения не работают. Невозможно приехать в чужую страну и не зная языка добиться невероятных карьерных успехов, покорив сердце даже суровой начальницы. Вообще Эмили скорее можно назвать инфантильной, чем позитивной. (А вот еще несколько героинь популярных сериалов, которые на самом деле вовсе не те, за кого себя выдают).
«Красотка» (1990)
Фильм «Красотка» стал по-настоящему культовым, который многие пересматривают снова и снова. Проблема в том, что эта блестящая комедия внушила миллионам женщин две ложных идеи. Во-первых, авторы напрямую указывают на то, что любовь можно купить. Во-вторых, они намеренно стирают социальные условности, уверяя, что успешный миллионер вполне может связать свою жизнь с девушкой сомнительной репутацией.
В жизни Эдвард и Вивьен ни за что не были бы вместе, потому что понятие мезальянса никто не отменял. Да, возможно он провел бы с ней пару дней, но не более. Так что если бы режиссер оставил первоначальный вариант концовки, где Эдвард отвозит Вивиан туда, где он нашел ее, фильм получился бы куда менее манипулятивным и более достоверным. (В кино вообще немало примеров киногероинь, которые вкладывают нам в голову ложные принципы. Об этом мы пишем в этой нашей подборке)
«Вилли Вонка и шоколадная фабрика» (1971) и «Чарли и шоколадная фабрика» (2005)
Вилли Вонка — необычный персонаж. Он психически травмирован, но нашел в себе силы справиться с этим, создав шоколадную фабрику. Он весьма эксцентричен, но почему-то никого не настораживает его идея выстроить с главным героем — Чарли — «особые» отношения. Это милый безумец, однако стоит его рассердить, как безумие испаряется, а наружу выползает гнев.
Основной посыл фильма в том, что мы не должны воспринимать таинственных незнакомцев как опасных личностей. Как знать — вдруг в следующий раз, когда ребенку предложит шоколадку обаятельный, но странный парень, а потом позовет его куда-нибудь прогуляться, дите может и согласиться. И вряд ли это кончится тем, что ему завещают целую фабрику по производству шоколада.
«Красавица и Чудовище» (2017)
Ключ всех похожих фильмов и мультфильмов («Шрек», например) в том, что внешняя красота не важна, а вот внутренняя значима. Но стоит присмотреться к сюжету, как становится ясно, что создатели кино противоречат сами себе.
Прекрасный принц обратился в чудовище, поскольку его душевные качества оставляли желать лучшего, и его прокляла колдунья. Как только в обезображенное существо влюбляется прекрасная девушка и чувство оказывается взаимным, снова появляется волшебница и снимает проклятье. То есть в финале картины все становятся красивыми, а утверждение, что главную роль играет внутренняя красота, — бессмысленным.
«Дьявол носит Prada» (2006)
Главную героиню Энди жалели близкие, когда она никак не могла адаптироваться к новой работе. Но стоило ей начать добиваться карьерных высот, как ее возненавидели абсолютно все — начиная бойфрендом и заканчивая друзьями и даже коллегами.
С другой стороны, мы видим Миранду Пристли — женщину, сделавшую себе карьеру, но потерявшую мужа. Это один из возможных вариантов развития жизненного пути Энди. В фильме Миранда показана весьма жесткой и не вызывающей симпатии женщиной. Но на самом деле Миранда вовсе не стерва, она успешная женщина, которая всего добилась сама и построила блестящую карьеру.
А создатели ленты активно пропагандирует простую, но неприятную мысль: одинокая женщина всегда несчастна, даже если она мегауспешна в карьере. Карьера якобы не делает ее счастливой и она страдает из-за того, что от нее уходит очередной муж. Вот только в современном мире отнюдь не каждая женщина мечтает стать женой и мамой, — и это совершенно нормально, как и то, что не все мужчины жаждут построить карьеру.
«Рождественская история» (1983)
Мальчик Чарли очень хочет получить на Рождество пневматическую винтовку, однако мама и папа не хотят ее покупать, поскольку считают эту затею опасной. Мальчик не сдается и пишет большое сочинение в школе с подробным описанием оружия, о котором мечтает. Но и этот трюк не срабатывает. Тогда Чарли отправляется к Санта-Клаусу и просит подарок у него, однако Санта тоже считает, что это опасно.
В итоге расстроенный мальчик на Рождество все-таки получает долгожданную «игрушку», которую дарит ему отец. Мораль считывается очень просто: если чего-то сильно хочешь, будь упертым — и ты это получишь, даже если взрослые, авторитетные люди против. Все бы ничего, только вот предмет вожделения Чарли вызывает большие вопросы.
«Голая правда» (2009)
Этот ромком показывает нам Эбби — карьеристку, которая испытывает постоянные неудачи при попытках наладить личную жизнь. Волею судьбы она сталкивается с Майком, который должен выступить на ее шоу. Выступление Майка — неприкрытый сексизм. Например, женщин, которые не согласны с ним, он именует не иначе, как «уродками», которых не интересуют мужчины.
Позже Майк становится наставником Эбби и дает ей советы, как захомутать приличного мужчину. Советы весьма неоднозначны: притворяться, что все хорошо, даже если не хорошо; смеяться над его шутками, даже если не смешно, и так далее. Казалось бы, умная и состоявшаяся Эбби должна бы задуматься над этим, но желание заполучить мужчину превалирует над всеми остальными ее стремлениями.
В довершение всего через всю картину прослеживается мысль о том, что мужчинами очень легко манипулировать, чтобы достичь своих «женских» целей. Вердикт: этот фильм — сексизм чистой воды.
«Бойцовский клуб» (1999)
Эту картину вряд ли можно назвать невинной, однако она имеет культовый статус: это одна из лучших историй о человеке, который идет против системы и выходит из этой схватки победителем. Иначе говоря, фильм в некотором роде мотивирует.
Однако стоит взглянуть на него с иной точки зрения. По существу, основная мысль такова: если хочешь быть мужиком, ввязывайся в драки со всеми, кто готов или не готов с тобой подраться. Просто потому что ты сильный и ты можешь. Людям таким образом внедряют в подсознание мысль о том, что сильный пол всегда должен орудовать кулаками. (Кстати, Рассказчик в исполнении Эдварда Нортона — типичный пример героя, который стал культовым благодаря тому, какими качествами его наделил автор. С другими подобными персонажами вы можете познакомиться в этом материале).
«Ромео и Джульетта» (все экранизации)
Трагическая история любви, которой восхищаются многие поколения людей, несет в себе большую опасность: экранизации внушают зрителям, что во имя любви вы можете лишить себя жизни и это будет правильно. Тогда как с точки зрения здоровой, стабильной психики решение должно быть иным: человек обязан преодолеть все горести и тягости утраты любимого и научиться жить без него.
К тому же то, что совершили Джульетта и Ромео, не оправдывается и не объясняется любовью. Лишение себя жизни — это не доказательство преданности, а всего лишь акт слабости, эгоизма и, вероятно, душевного расстройства.
«Ловушка для родителей» (1961; 1998)
Особую опасность фильм несет для травмированных детей, чьи родители разведены. Он дает им надежду и веру в то, что развод в жизни их мамы и папы был громадной ошибкой и все еще можно исправить. К сожалению, в реальности дела обстоят несколько сложнее, а детям не стоит вмешиваться в личную жизнь своих родителей и уж тем более ненавидеть их новых избранников и избранниц.
«Как стать принцессой» (2001)
Создатели фильма на полном серьезе предлагают нам поверить, что для того, чтобы стать красоткой, достаточно потратить лишь несколько часов. Можно выпрямить волосы, снять очки, а также сделать маникюр — и вуаля! ты девушка с обложки. Причем главная героиня мгновенно меняется не только внешне, но и внутренне: она становится увереннее, следует правилам этикета и превращается в истинную леди.
При этом очевидно, что в реальной жизни работа над собой не ограничивается одной лишь сменой имиджа и может занять не один месяц, а то и несколько лет. (Вообще резкое преображение героини — один из многих надоевших киноштампов. О многих из них мы рассказываем в этом материале).