13 древних народов, которые умудрились и в современном мире сохранить свою уникальность
Население нашей планеты составляет 7,8 млрд человек, с начала XX века оно увеличилось в 3 раза. Несмотря на это, в мире есть народы, чья численность сокращается год от года. Некоторые из них проживают в нашей стране, и у вас есть шанс посетить их музеи.
Мы в «Зоне Комфорта» решили пополнить свои знании в области демографии и разыскали такие народности, о существовании которых раньше и не догадывались.
1. Вепсы
Этот малый народ финно-угорской группы обитает в основном на северо-западе нашей страны. На сегодня он насчитывает около 6 400 человек, из них в России живет около 6 000. У них есть необычная выпечка — пироги для зятя: их готовят из пшеничного теста, начиняют толокном, пшенной кашей и сахаром и жарят на сливочном масле.
В 2012 году возродили ежегодный вепсский праздник «Древо жизни». Он проходит в селе Винницы Ленинградской области.
2. Алеуты
Это коренное население Алеутских островов, которое проживает там уже более 9 000 лет. Основная часть этого народа сегодня населяет Аляску, но также они встречаются в Камчатском крае. Путешественники отмечали, что цвет тела и лица у алеутов скорее белый, что отличает их от более смуглых чукчей и эскимосов.
В 2018 году на Аляске насчитывалось около 6 700 алеутов, а в России — менее 500. Они относятся к арктической расе и имеют собственный язык, разделенный на несколько диалектов. Правда, постепенно он исчезает: в прошлом году насчитывалось лишь 4 человека, владеющих одним из алеутских наречий, — большинство перешло на русский или английский. С давних пор среди алеутов распространен анимизм, то есть вера в одушевленность всей природы.
Современные алеуты живут в небольших городах и поселениях и занимаются преимущественно рыбной ловлей. Особенно популярным для промысла считается минтай. Именно аляскинский минтай в основном поставляется в рестораны сети McDonald’s.
3. Атакаменьо
Атакаменьо, или атакама, — коренной народ северной части Чили, который проживает в основном в Андах, в пустыне Атакама. Кстати, эта пустыня считается самой сухой и суровой на Земле. В некоторых районах дождь выпадает раз в несколько десятилетий.
По данным аргентинской переписи населения, в 2010 году около 13 000 человек идентифицировали себя как атакаменьо в первом поколении. Также около 20 000 представителей этого народа проживает в Чили. Раньше люди атакама говорили на собственном языке кунса, но тот был утрачен в середине XX века. Сейчас все представители говорят по-испански. В древности они были кочевым народом, но потом освоили разведение лам и выращивание кукурузы и стали вести оседлый образ жизни. Сегодня атакама живут в нескольких деревнях, а также в небольшом городе Сан-Педро-де-Атакама. Они выживают в том числе за счет туристов, которые приезжают посмотреть местные достопримечательности — вулкан Ликанкабур и соленое озеро.
4. Бадуй
Бадуй, или бадуи, живут в Индонезии, в горах провинции Бантен на острове Ява. На сегодняшний день их численность составляет около 13 000 человек.
Народ бадуй соблюдает многочисленные табу. Некоторые из них вполне понятны: им нельзя красть, лгать и изменять. Однако среди прочих запретов есть действительно странные. В частности, представителям этого народа запрещено есть по ночам, ездить на любых видах транспорта, выращивать рис, использовать различные ароматы, принимать золото или серебро и прикасаться к деньгам.
5. Бороро
Бороро — это индейский народ, проживающий на территориях Боливии и Бразилии. Коренных представителей осталось менее 2 000, сами себя они называют «ораримугудоге», то есть «люди рыбы орари». У них есть собственный язык — бо вадару, но большинство населения говорит на португальском. При этом уровень грамотности составляет менее 30 %. Бороро в основном занимаются земледелием и выращивают кукурузу, маниок, рис.
Уникальная особенность этого народа заключается в том, что все бороро имеют одинаковую группу крови. Так что каждый из них может стать донором для своего соплеменника.
6. Шапсуги
Когда-то шапсуги были одним из крупнейших черкесских племен, а сегодня их осталось менее 4 000. В основном они проживают в России в районе Сочи, а также в Турции, Сирии и Иордании. Говорят на шапсугском диалекте адыгейского языка. Многие исследователи отмечали особую красоту и стать местных женщин и мужчин. Кстати, если вы помните текст лермонтовского «Героя нашего времени», в новелле «Бэла» герой по имени Казбич был шапсугом. Более того, у него существовал реальный прототип — лихой наездник Кызбэч Шеретлуко.
Сегодня шапсуги живут в аулах и стараются сохранить свою самобытную культуру: чтут древние традиции, среди которых самым популярным считается обряд вызывания дождя для сохранения урожая. Нередко старейшинами аулов становятся женщины. А еще шапсуги — настоящие мастера танцев и вышивки.
7. Водь
Водь считается исчезающим финно-угорским народом. Он проживает в России и Эстонии. На сегодняшний день осталось менее 100 представителей. Многие этнографы отмечали особую красоту водских женщин: «Женщины все вообще красивы, имеют веселый, приятный и заманчивый взгляд, быстрые глаза, большие, голубые». Историк Генрих Портан также признавал, что местные жительницы более привлекательны, чем русские или финки. Кроме того, водь были самым белокурым народом в мире: «У 80 % мужчин и у 76 % женщин волосы были либо белыми как снег, либо золотисто-желтыми — как песок».
Сегодня прилагаются немалые усилия, чтобы сохранить культуру этого малочисленного народа: создают музеи, проводят фестивали и возобновляют преподавание водского языка, который очень похож на особый диалект эстонского.
8. Самаритяне
Многие знают библейское выражение «добрый самаритянин». Оно вошло в нашу речь благодаря притче об ограбленном путнике и человеке, который его спас. Тот бескорыстный спаситель и был самаритянином.
На самом деле самаритяне — это особая этнорелигиозная группа, которая имеет богатую историю. Сегодня они проживают на территории Израиля. В какой-то момент численность самаритян стала катастрофически уменьшаться, и к началу ХХ века их осталось всего 146. Но, к счастью, этнос все-таки сумел сохраниться. Чтобы самаритяне не «растворились» среди евреев, в 1954 году правительство Израиля решило собрать их воедино в городе Холон. Сейчас численность этой народности составляет около 800 человек.
Кстати, одна из бывших королев красоты Израиля и известная актриса Софи Цдака является самаритянкой по происхождению.
Этот народ имеет собственный календарь, но при этом признает Шаббат и традиционные для евреев обычаи приема пищи. До недавнего времени самаритяне заключали браки только внутри общины, но сейчас руководители объединения разрешили жениться на прошедших процедуру обращения еврейках, караимках и христианках.
9. Мориори
Коренной народ, который проживает на архипелагах Новой Зеландии. Принято считать, что последний чистокровный мориори скончался в 1933 году, так что сегодняшний народ появился в результате смешанных браков. Тем не менее они продолжают поддерживать свою культуру, язык и традиции. По данным последней переписи, в мире осталось не более 800 мориори.
Скорее всего, они являются потомками племен маори (в переводе означает «обычные люди»), так как у них похожие языки и традиции. В частности, у этих народов был введен запрет на ведение войн и проявление агрессии. Их устная традиция гласит: «Когда люди сердятся и чувствуют, что в гневе способны ударить другого человека, они могут это сделать, но лишь палкой толщиной не более чем в большой палец и длиной не более руки. Бой заканчивается при первых признаках травм, и тогда все должны считать, что их честь удовлетворена».
Именно эта идеология сумела предотвратить множество губительных междоусобных войн и обеспечила мирную жизнь в течение 24 поколений. Кстати, 1 из сюжетных линий знаменитого романа Дэвида Митчелла «Облачный атлас» рассказывает историю народа мориори.
10. Семанги
Семанги, или по-тайски «кучерявые», проживают на территориях Мьянмы, Таиланда и Малайзии. Долгое время они вели кочевой образ жизни, стали оседлыми только в XX веке. Сегодня их численность не превышает 5 000 человек. У семангов до сих пор развито разделение труда: мужчины занимаются охотой, женщины — собирательством, готовкой, изготовлением сувениров. Старейшиной племени может быть только мужчина, чаще всего шаман. По преданию, шаманы умеют превращаться в тигра и общаться с духами. А еще этот народ испытывает суеверный страх перед грозой.
У семангов существует собственное представление о красоте: у них распространено подпиливание зубов, прокалывание носа и украшение тела шрамами.
11. Хадза
Хадза — коренной народ Танзании, численность которого не превышает 1 300 человек. Его представители разговаривают на собственном, изолированном языке. Для европейской культуры народ был открыт в XIX веке, но его происхождение до сих пор неясно. Скорее всего, они как-то связаны с пигмеями.
Сегодня хадза занимаются в основном охотой и собирательством. Как правило, охотятся они с помощью лука и стрел с каменными или железными наконечниками. Все важные решения принимают исключительно мужчины. К сожалению, население хадза постепенно сокращается под давлением других народов. Говорят, что за последние несколько десятилетий они потеряли не менее 3/4 своей земли. Правда, некоторые представители этого народа пытаются бороться и обращаются к правительству Танзании с просьбой оградить территорию их исконного проживания, подчеркивая экологичность своей жизни.
12. Чулымцы
Чулымцы проживают на севере России и считаются самым малочисленным тюркским народом: их осталось около 355 человек. Название произошло от имени реки. Чулым — это приток Оби, и переводится это слово как «бегущий снег». Особенность чулымского диалекта заключается в том, что он с самого начала был бесписьменным, то есть им пользовались только при устном общении. Лишь в 2006 году немалыми усилиями был составлен букварь.
Правда, с каждым годом становится все меньше людей, которые владеют местным языком. Лингвисты утверждают, что сегодня его носителей насчитывается не больше 12. При этом около 30 чулымцев понимают родной язык, но сами на нем не говорят. Интересно, что в чулымском никогда не было слова «грех», поэтому его пришлось заменить синонимом.
13. Сету
Сету проживают в Эстонии (здесь их численность составляет от 10 000 до 13 000 человек) и в Псковской области России (около 200). Они подверглись сильной ассимиляции со стороны эстонцев и русских. Их язык принадлежит к финно-угорской группе.
В наше время проводят фестиваль, чтобы представители народности, оказавшиеся по разные стороны границы России и Эстонии, могли поддерживать культурные традиции.
Автору этой статьи однажды довелось побывать в поселении современных российских саамов. Это был интересный опыт знакомства с оленеводческой культурой. Нам удалось даже посетить урок саамского языка. А вы встречались когда-нибудь с представителями малых народов?