10+ фактов о подготовке викторианского бала, на котором любая незначительная деталь играла огромную роль

1 год назад

В XIX веке у людей было не так много возможностей познакомиться с представителями противоположного пола в неформальной обстановке и весело провести время. Балы были как раз одним из таких немногочисленных вариантов. Они были необычайно популярны как среди обычных горожан, так и у знати. Однако само мероприятие с роскошными нарядами, умопомрачительными танцевальными па, шикарными интерьерами и галантными манерами — это только вершина айсберга. Подготовка к балу как для гостей, так и для устроителей была невероятно хлопотным занятием. И сейчас мы расскажем почему.

Балы были дорогим удовольствием

Все помещения для бала нужно было хорошо осветить. До появления газовых ламп использовали свечи, но не простые, а изготовленные из пчелиного воска. Стоили они немалых денег: больше чем еда и напитки, приготовленные для празднества. Если изделия устанавливали в подсвечниках неправильно, они начинали капать, и гости обжигались воском. Сотни свечей работали как несколько лампочек в 25 ватт. Поэтому настенные канделябры украшали хрустальными подвесками, а за ними вешали зеркала. В ином случае комнаты выглядели мрачновато. А еще пламя свечей нещадно сжигало кислород, выделялся углекислый газ, и без должной вентиляции гостям становилось дурно.

Хозяйке бала необходимо было нанять оркестр. Обычно группы из 4 музыкантов было вполне достаточно. Приглашали пианиста, скрипача, виолончелиста и корнетиста. Если танцы проходили под аккомпанемент фортепиано, то следовало позвать профессионального музыканта. Иначе за инструментом мог оказаться не слишком талантливый гость, что привело бы к катастрофе.

Надо было подготовить дом

Подготовка к балу была непростым делом. Организацией обычно занималась хозяйка дома. Если в жилище не было подходящих помещений, можно было арендовать зал в другом здании. Далеко не во всех особняках были специальные бальные залы. Поэтому выбиралась самая большая комната, которую освобождали от лишней мебели.

Стены драпировали тканями, а помещение украшали растениями и цветами. Если на окнах висели темные портьеры, их следовало заменить на светлые. Идеальным оттенком для украшения танцевального зала считался бледно-желтый. Иногда в доме не было достаточного количества стульев, на которых гости могли разместиться для отдыха между танцами. Тогда мебель приходилось брать напрокат.

Следовало проявить заботу о гостях

Помимо бальной залы, следовало отвести и отдельные комнаты под раздевалки для мужчин и женщин. Там гости оставляли верхнюю одежду. Кроме того, в помещении, предназначенном для дам, обычно дежурили 2 горничные, которые подшивали порванные наряды, поправляли прически и помогали с прочими возможными неприятностями. Гардероб старались разместить на 1-м этаже, чтобы дамам не приходилось бегать вверх и вниз по лестницам.

Также нужно было выбрать помещение и для более деликатных нужд. В 1-й половине XIX века далеко не все дома были оснащены канализационной системой, так что в подходящей комнате оставляли ночные горшки, бурдалю и служанку, которая должна была помогать дамам справляться с этим процессом без ущерба для нарядов. Емкости расставляли и в других стратегических зонах по всему дому, например за ширмами и в темных уголках. Если нужда заставала гостя врасплох во время трапезы, он мог встать из-за стола и скрыться за занавесями. А некоторые барышни приезжали на бал с собственными бурдалю и носили горшки в сумочках.

За вход на бал нужно было заплатить

Когда в исторических фильмах или художественной литературе изображается бал, все внимание обычно уделяется танцам, роскошным нарядам и взаимоотношениям гостей. Мало кто задумывается: а за чей счет банкет? Ведь организовать такое мероприятие, как мы выяснили, стоит совсем не дешево. Неужели все хозяева — устроители балов поголовно альтруисты? Оказывается, нет.

Вход на бал был платным. Причем можно было приобрести как разовое посещение, так и годовой абонемент. Например, в 1815 году сезонная подписка на 28 балов в английском городе Бат стоила 14 шиллингов, а без абонемента можно было прийти на бал за 5 шиллингов. В современном эквиваленте это довольно ощутимая сумма, равная примерно £ 180.

Подготовка к балу требовала массы бумажной работы

Обычно на бал звали примерно на 1/3 больше людей, чем могло вместиться в зал, ведь часть отказывалась, а толпа народа могла стать настоящим бедствием для хозяйки. Приглашения рассылались за 3 недели до мероприятия. Если хозяйка желала увидеть большое семейство, то она составляла отдельные карточки для его главы и супруги, дочерей и сыновей. Все они вкладывались в один конверт. Гость обязательно должен был ответить не позднее чем через 3 дня после получения письма.

Нужно было заранее составить программу бала с перечислением всех танцев и напечатать ее на листах. Обычно ее делали в форме брошюры: с одной стороны шли пронумерованные танцы, с другой — цифры и пустое пространство, куда гости могли вписать партнеров. К карточке прилагался карандаш. Некоторые изобретательные хозяйки делали программки в форме бумажных вееров.

Хозяйке дома приходилось простаивать у двери часами

Хозяйка была обязана поприветствовать всех гостей, прибывших на бал. Поэтому ей нужно было находиться подле дверей до ужина или до тех пор, пока все приглашенные не приедут. Обычно в этом не было ничего сложного.

Затруднения возникали только в том случае, когда на пороге появлялся незнакомый даме джентльмен, приглашенный на праздник ее супругом или одним из сыновей. Обратиться к такому гостю без должного представления хозяйка не могла. Поэтому муж или дети всегда должны были находиться неподалеку. А вот дочерям позволялось наслаждаться весельем в бальной зале.

Всем дамам присваивали номера

Одной из самых значительных фигур на празднике был распорядитель бала. Именно он следил за соблюдением правил во время танцев, объявлял ужин и отвечал за всевозможные организационные моменты. Перед началом бала распорядитель встречал гостей у дверей зала и выдавал всем дамам карточки с номерами. Исключение делалось только для титулованных особ. Барышня должна была приколоть или повязать листок на видном месте. Цифра означала, какое место паре следует занять во время исполнения танца.

Девушки носили номерок на протяжении всего бала, ведь без него они не могли плясать. Если кто-то терял бумажку, приходилось обращаться к распорядителю за заменой. Перед началом танцев пары выходили в круг по очереди, когда объявляли их номера. Если кто-то пропускал свое появление или опаздывал, то зазевавшимся приходилось занимать последние места.

Жена не могла танцевать со своим мужем

Если джентльмен приглашал даму на танец, она не могла отказать ему беспричинно, потому что, например, он ей несимпатичен. Кавалер после танца должен был проводить свою партнершу на место или туда, куда она скажет. А вот муж с женой танцевать на балах не могли. Это считалось неприличным.

Еду подавали на льду

Еда и напитки тоже были важной составляющей вечера. Угощения можно было заказать в специальной кейтеринговой компании, но стоило это удовольствие недешево. Поэтому блюда обычно готовили дома. Тут было важно отказаться от вульгарного изобилия. Все яства делились на закуски и те, что подавались к ужину. В качестве первого гостям предлагали сладости: вафли, щербет и конфеты. Все это расставлялось в отдельной комнате. В бальной зале нельзя было появляться с едой или напитками в руках.

Ужин сервировали в отдельном помещении. Гостям предлагали мясные закуски, желе, птицу, иногда суп. Вся еда предварительно нарезалась. Блюда, которые нужно было держать охлажденными, обязательно выкладывались на лед. В ином случае в жарком зале еда могла безнадежно испортиться.

Веера служили не только для борьбы с жарой

Веер был важной деталью бального наряда каждой барышни. Из-за множества свечей и толп народа в залах быстро становилось жарко и душно. Так что этот аксессуар был просто необходим. Он не только спасал барышень от обмороков, но и помогал общаться с поклонниками. В XIX веке дамы не могли открыто выражать свои чувства, особенно в присутствии других членов общества. Поэтому они использовали тайный язык.

Если девушка держала веер в левой руке и слабо помахивала им, значит, она хотела познакомиться с джентльменом, на которого был направлен аксессуар. Когда предмет прижимали ко лбу, это было сигналом того, что за парой кто-то наблюдает. Чтобы выразить отвращение и ненависть к собеседнику, дама протягивала веер сквозь сжатую руку. Если раскрытым веером медленно обмахивались, это означало, что женщина замужем.

Прическа могла рассказать о женщине практически все

Готовясь к балу, дамы уделяли много внимания не только нарядам, но и прическам. Чтобы придать шевелюре пышность, волосы украшали «крысами». Так называли прядки, которые горничные собирали с расчески барышни и скатывали в самодельные шиньоны. «Крысы» совпадали по цвету с другими волосами и поэтому не выделялись на фоне остальной шевелюры. На волосы наносили блестящую пудру. Ее изготавливали из толченого сусального золота или серебра. Такие смеси могли позволить себе только богатые дамы. Существовали и дешевые аналоги, но из-за них прическа выглядела неряшливо, а пряди казались грязными.

Особое внимание уделялось и различным украшениям. Дамы вплетали в волосы цветы, натуральные и искусственные, ленты и драгоценности. Причем по затейливости прически легко можно было отличить замужнюю даму от девушки на выданье. Первые могли позволить себе более сложные конструкции, щедро украшенные ювелирными изделиями и перьями. Юных дев отличала скромность. Им следовало использовать только цветы.

Чтобы не показать ничего лишнего, использовали особый крой платья

Раньше дамы подмышки не брили, они начали это делать только в начале XX века. Когда в моду вошли платья с коротким рукавом, портные специально шили наряды с очень узкой проймой для рукава, чтобы волос не было видно.

Под веткой омелы можно было поцеловать любую девушку

В позапрошлом столетии девушки на балах были сама скромность, а кавалеры — сама учтивость, однако кое-когда правилами приличия можно было слегка пренебречь. На некоторых балах, особенно во время рождественских гуляний, на потолок бальной залы подвешивали ветки омелы.

По древней традиции мужчина мог поцеловать любую даму, которая под ней оказывалась. При этом девушки предпочитали не отказываться, ведь существовало поверье, согласно которому юная особа, отвергнувшая поцелуй под омелой, никогда не выйдет замуж и умрет старой девой.

Фото на превью Sissi / Erma-Film

Комментарии

Уведомления
Комментариев пока нет.
Есть шанс стать первым!

Похожее