10 сказок, наивные сюжеты которых таят в себе совсем не детские проблемы

1 год назад

В юном возрасте мы обычно не интересуемся, какой метафорический смысл содержат сюжеты с детства знакомых сказок. Только став взрослыми и обзаведясь собственными детьми, мы вдруг начинаем задаваться вопросами: почему принц искал Золушку с помощью туфельки? как Белоснежка могла жить с 7 гномами? зачем Колобок ушел от дедушки и бабушки? Ответы на них, как правило, лежат далеко за пределами обывательского восприятия.

Мы в «Зоне Комфорта» обратились к исследованиям психологов, философов и фольклористов и выяснили, что скрывают в себе наши любимые сказки.

Русалочка поплатилась за то, что пыталась влиться в чужую культуру, забыв о своей

Психологи уверены, что это вполне прозаичная история о невротичной любви: одержимая малознакомым красавцем девушка идет на немыслимые жертвы и в итоге теряет все, включая собственную личность. По мнению философов, Андерсен вложил в сказку христианский посыл: испытав страдания земной жизни, Русалочка обретает бессмертную душу и переходит в духовный мир.

И ученые, и психологи сходятся во мнении, что испытания, выпавшие на долю Русалочки, — это своеобразная расплата за ее желание порвать со своими корнями и попасть из низшего мира водных тварей в высший мир людей. Другими словами, автор как бы дает напутствие всем бунтующим особам: каждый сверчок знай свой шесток.

Хрустальные туфельки Золушки — символ индивидуального жизненного пути

Walt Disney Co. / Courtesy Everett Collection / East News

Заставляя девушку драить полы, намывать посуду и штопать одежду, злая мачеха на самом деле проводит своеобразный обряд посвящения. Золушка избавляется от ложной гордыни, прощается с иллюзиями в отношении людей и жизненных обстоятельств, учится правильно расставлять приоритеты и следовать внутренней природе, несмотря на внешние препятствия. Без этих испытаний героиня не смогла бы превратиться из неопытной девушки в мудрую женщину.

Задумывались ли вы, почему во всем королевстве только одной Золушке подходят хрустальные туфельки? Психологи объясняют этот момент следующим образом. Когда героиня получает новый социальный статус, она меняет свои старые деревянные башмаки на изящные туфли. Следовательно, эта обувь — символ пройденного пути и серьезной работы над собой. А поскольку полученный опыт невозможно отнять физически, то и туфельки идеально сидят только на ножках Золушки.

«Колобок» повествует о взрослении и важности формирования самостоятельной личности

По мнению психологов, в сказке о хлебе шарообразной формы на самом деле идет речь о болезненной сепарации. Это процесс, в ходе которого ребенок отделяется от родителей на психологическом и социальном уровне и становится самостоятельной, полноценной личностью. Бабка и дед олицетворяют мать и отца, а Колобок — это их ребенок, который по ходу сюжета взрослеет.

Одна специалистка пришла к такому выводу: сказка эта — о мужчине с жалкой судьбой, который пострадал по вине родителей. Дед и бабка не помогли Колобку пройти возрастные кризисы, и он вырос эмоционально брошенной личностью. Из-за этого у героя не сложилась жизнь, ведь он постоянно убегал от проблем и так и не научился выстраивать отношения с окружающими.

«Красная Шапочка» — история о природном цикле и становлении женщины

«Красная Шапочка» учит нас не только держаться подальше от незнакомцев. Фольклористы и культурные антропологи видят в хорошо знакомой детской сказке отсылки к природному циклу. Красный капюшон героини — это яркое солнце, которое поглощает ужасная ночь, то есть Волк. А освобождение девочки из чрева злодея — это символ долгожданного рассвета.

Практикующий психотерапевт Юлия Пирумова считает, что почти каждая женщина проживает сюжет этой детской сказки, постепенно превращаясь из юной девушки в зрелую женщину: «Мы все рождаемся в какой-то семье, и у каждой из нас есть наследство, с которым родители нас провожают во взрослый путь. Мы уходим из родительского дома. Встречаем своего „волка“, кем бы он ни был: мужчиной, начальником, нелюбимой работой. И мы спасаемся, как и Красная Шапочка, выйдя из волчьего пуза».

Путь «Пиноккио» — это одновременно история Одиссея и итальянских крестьян

Что общего у деревянного мальчика и героя греческих мифов Одиссея? По мнению некоторых литературоведов, Пиноккио — самый настоящий эпический герой. Как и Одиссей, он спускается в подземное царство и, претерпев метаморфозы, возрождается.

А другие исследователи заметили, что строение сюжета о Пиноккио повторяет структуру народных итальянских сказок о крестьянах, которые отважились выйти за пределы своего мира, но абсолютно не готовы к новому, поэтому попадают в нелепые ситуации.

Говорящая щука на самом деле тотем Емели

Когда Емеля ловит щуку, он отпускает ее не только потому, что она пообещала ему волшебную помощь. На самом деле в этом поступке отражено представление о том, как нужно обращаться с тотемными предками. Раньше люди верили в особых животных-прародителей, которые помогают потомкам и наставляют их. Разумеется, таких существ ни в коем случае нельзя было есть. Соблюдение этого табу мы и видим в сказке «По щучьему велению» и в других подобных сюжетах.

Сюжет «Рапунцель» показывает, как поступали с девушками во время критических дней

В сказке «Рапунцель» героиню, возможно, заперли в одиночестве в высокой башне из-за месячных. Раньше существовал занятный обычай: женщинам во время менструации запрещалось видеться с людьми, поэтому их уводили в лес. А Рапунцель как раз было 12 лет, когда ее спрятали от людских глаз, заточив в башне. Таким образом, все, что происходит с Рапунцель — это классическая история полового созревания.

Сказка «Красавица и Чудовище» учила невест не вешать нос

Сказка «Красавица и Чудовище» была чем-то вроде наставления для девушек, которых родители собирались спровадить из дома из-за нищеты. Писательница хотела подбодрить тех, кого впереди ждал брак по расчету. Главная героиня в данном случае служила образцом для подражания. Красавица жертвует собой ради спасения семьи, и ее поступок показывает читательницам, что подобное самопожертвование — очень благородное дело.

По мнению исследователя Марии Татар, эта история показывает, что испытывают девушки, когда думают о замужестве: страх навсегда покинуть родной дом и потерять себя, а также боязнь партнера.

«Белоснежка» проливает свет устройство родовой общины

Если брать в расчет историческую реальность, то вероятно, что Белоснежка была для гномов женой, а не сестрой. В древности действительно существовали дома, где жили одни лишь мужчины. Они назывались мужскими домами, в них жили половозрелые юноши до вступления в брак. В таком жилище всегда присутствовали одна или несколько девушек. Они вели хозяйство и одновременно были женами всем членам общины.

Такая работа хоть и была «временной», но считалась вполне почетной. Родители часто сами отправляли туда дочерей. Побыв некоторое время среди юношей, девушки впоследствии выходили замуж и покидали мужские дома. Самые известные романтичные вариации этой традиции — русская сказка «О мертвой царевне и семи богатырях» и европейская «Белоснежка».

«Гадкий утенок» говорит о важности сепарации. Пусть и болезненной

По мнению доктора философии Клариссы Пинколы Эстес, сказка «Гадкий утенок» — это история о том, как важно отделиться от семьи и не жить интересами родителей, супругов или общины. «Тяжело годами жить рядом с людьми, которые не могут помочь твоему расцвету, — пишет в своей книге ученая. — Не съеживайтесь, не старайтесь быть незаметными, если в детстве вас называют белой вороной. Нужно подняться на ноги и идти искать место, к которому ты принадлежишь».

Некоторые интерпретации детских сказок стали для нас открытием. Теперь понятно, почему мама отправила Красную Шапочку в темный лес, а принц нашел Золушку по туфельке. Какое из объяснений сказки показалось вам занятным, а какое — нелепым?

Комментарии

Уведомления
Комментариев пока нет.
Есть шанс стать первым!

Похожее