Зона комфорта
Зона комфорта

Что не так с Гошей из «Москва слезам не верит» и почему главная жертва фильма вовсе не Катерина

Драма «Москва слезам не верит» вышла на экраны более 40 лет назад. История о трех 20-летних подругах, приехавших из провинции покорять столицу, мгновенно стала хитом. Только за 1980 год фильм посмотрело около 90 млн зрителей. Тысячи женщин окрестили главного героя Гошу идеалом мужчины и были готовы сутками кататься в электричках, лишь бы встретить своего слесаря.

Мы в «Зоне Комфорта» считаем, что персонаж, мастерски сыгранный Алексеем Баталовым, является скорее антигероем, чем рыцарем без страха и упрека. А брать отношения Гоши и Катерины за образец и вовсе опасно.

Чем провинился Гоша?

В XXI веке от реплик героя вроде «Не хвалить же женщину за то, что она стирает или умеет готовить обед» или «Все и всегда я буду решать сам на том простом основании, что я мужчина» у многих шевелятся волосы на голове. И если это можно списать на приметы времени, то поступки Гоши вызывают куда больше вопросов у придирчивого зрителя.

Гога обладает целым рядом признаков, по которым можно определить нарцисса: огромное самомнение, чрезмерная потребность в восхищении, уверенность в том, будто у него есть какие-то особые права.

При знакомстве с Катериной слесарь сразу же вешает на женщину безапелляционные ярлыки: не замужем, точно не руководитель, работает на заводе. Он не интересуется, кем на самом деле является его попутчица и чем она занимается. Увидев некоторое замешательство на лице женщины, герой неуместно переходит на «ты».

Тихомировой становится не по себе от такого напора, и она старается отвязаться от прицепившегося в электричке типа. Что делает он? Преследует «понравившуюся ему женщину». Подвозя Катерину на такси, ухажер не забывает подчеркнуть, что отдает последние деньги, а сам пойдет домой пешком. Каков размах жертвы!

Гоша продолжает вести себя фамильярно и бесцеремонно и на следующий день, когда напрашивается домой к Катерине. Встречая ее у подъезда, он выказывает недовольство тем, что «торчит здесь уже 2 часа», а войдя в квартиру, цинично заявляет: «Годится».

Одной из ярких психопатических черт Гоги является то, что он никого ни о чем не спрашивает. Гость «разрешает» Катерине отдохнуть, а сам деловито раздает указания ее взрослой дочери, которую, к слову, видит впервые. Когда Александра случайно оказывается на пути деятельного слесаря, он без стеснения отодвигает коленки девушки. Хотя мог бы просто попросить ее посторониться. Без намека на вежливость Гоша показывает: хозяин здесь он.

Спустя некоторое время Катерину (которая, как мы знаем, много работает и устает) будят рано утром в воскресенье. Гошу не волнует то, что в выходные людям хочется выспаться. Для чего он это делает? Чтобы Катя и Александра попали на представление в честь Гоши и слушали хвалебные речи в его адрес. Неужели у хорошего и достойного человека (как его описывают друзья) нет других способов произвести впечатление? Странный и как минимум не самый честный способ обольщения.

Чем дальше, тем больше Гоша проявляет признаки тирана. Например, вмешивается в воспитание Александры, на что Катерина как мать справедливо реагирует. И что же наш герой? Он не только не извиняется, но и заставляет извиниться Катерину.

Узнав о том, что Катерина — директор завода, о которой к тому же вышел целый репортаж на телевидении, Гоша в агонии нарциссического стыда сбегает. Ему, такому порядочному, умному и талантливому, просто невыносима мысль о том, что он на самом деле не такой уж крутой. Гога пропадает, прекрасно понимая, сколько страданий и боли он причиняет влюбленной в него до беспамятства женщине. В конце концов не так уж страшен был ее проступок.

Почему же он возвращается? Неужели неотесанный Коля был так красноречив, что уговорил его переступить через свою гордость? Гораздо логичнее то, что Жора просто хотел почувствовать свою значимость, хотел, чтобы Катерина пострадала, подняла всю Москву на его поиски. И вот теперь, когда директор завода готова стоять перед ним на коленях и молить о прощении, самолюбие Гоши удовлетворено.

Гоша не получил образования, не сделал карьеры и сбежал от любимой женщины при первой же трудности. Но при этом сам «мачо» сравнивает себя с ни много ни мало римским императором. Неплохими категориями мыслит не испорченный пустыми амбициями слесарь, не так ли?

На протяжении всей картины герой строит из себя этакого «настоящего мужика». Только как получилось, что такой распрекрасный Гоша после 40 лет живет один? Почему у него нет детей? Герою не «просто не повезло», он скрывает, что на самом деле ничего собой не представляет. Все, что он может делать, — это пускать пыль в глаза уставшей от одиночества женщине, а потом требовать к себе особого отношения. Такого, чтобы возлюбленная даже у себя дома боялась и слова сказать, а еще без конца извинялась: за то, что у нее есть амбиции, за то, что добилась всего с нуля, за то, что стала уважаемой и обеспеченной.

А извинился ли хоть раз перед Катериной Гоша?

Почему Катерина клюнула на Гошу?

Познакомившись с Гоше в электричке, Катерина была не в восторге от кавалера. И дело не в его нечищеных ботинках, а в том, с какой показной небрежностью он ухаживал за ней. Чем Гога и зацепил Катерину, так это своей непохожестью на других. Она приняла его навязчивость за заботливость, бескомпромиссность — за мужественность, невоспитанность — за брутальность.

Изголодавшаяся по мужскому плечу, Катерина быстро превращается из властной руководительницы в кроткую овечку и разрешает малознакомому типу указывать, как ей жить, что говорить, как воспитывать дочь. Чтобы это очарование не проходило, Гоша должен постоянно катать свою спутницу на эмоциональных качелях: пропадать и возвращаться, носить на руках и не удостаивать даже взглядом после очередной громкой ссоры.

Сможет ли Катерина отказаться от отношений с неуравновешенным партнером и вернуться в опостылевшее одиночество? Или выберет «семейное счастье», в котором будет вынуждена без конца прогибаться под зацикленного на собственных комплексах мужчину? Вопрос открытый.

Кого в фильме действительно стоит пожалеть?

Кто по-настоящему заслуживает сочувствия в фильме, так это Александра, дочь Катерины. На первый взгляд кажется, что у девушки все есть. Она живет в столице, хорошо одевается, учится в институте. Ей даже не снились те трудности, с которыми когда-то столкнулась ее мать. Однако у Саши есть свои проблемы, не менее серьезные.

Девочка росла без отца и, будучи нежеланным ребенком, не получала от матери тепла. Да, Катерина сделала все, чтобы дочь ни в чем не нуждалась, но вовсе не из-за любви к единственному ребенку, а из отчаянного желания показать Родиону, как он ошибся, и доказать всем, что со всеми тяготами жизни она может справиться в одиночку.

Александра наверняка видела многочисленные попытки Катерины устроить личную жизнь и, как это часто бывает, считала себя виноватой в несложившейся судьбе матери. Когда Саша видит, как ее сильная и волевая мама складывает лапки перед нагловатым слесарем из электрички, она возмущается, но не вступает с ним в прямую конфронтацию.

Когда в доме Тихомировых появляется Родион, Катерина взрывается: «Ты же одни несчастья мне приносишь!» Ей наплевать на то, что главное «несчастье» сидит с ними за одним столом. Мало того что Александра внезапно обрела отца, которому 20 лет не было до нее дела, и что она всю жизнь слушала лживые байки о папаше-герое, так теперь Саша отчетливо слышит, что ее появление на свет сломало матери жизнь.

И все это происходит из-за ухода Гоши, от которого Катя потеряла голову. Видимо, незнакомец из электрички оказался для нее важнее, чем родная дочь и ее чувства.

Безупречный сценарий и филигранная игра актеров делают этот фильм бессмертным шедевром, о котором хочется рассуждать и рассуждать. А вы согласны с мнением автора статьи? Кто для вас Гоша: идеал мужчины или скользкий тип?

Зона комфорта/Кино/Что не так с Гошей из «Москва слезам не верит» и почему главная жертва фильма вовсе не Катерина
Поделиться этой статьёй
Возможно, вам понравятся эти статьи