Зона комфорта
Зона комфорта

13 фактов о нашем любимом фильме, которому дали «Оскар», а режиссер в ответ лишь расхохотался

Мелодрама «Москва слезам не верит» вышла на экраны более 40 лет назад. Только в 1980 году фильм посмотрели около 90 млн человек. Картину высоко оценили не только на родине, но и за рубежом. Лента была удостоена премии «Оскар» как лучший фильм на иностранном языке.

Мы в «Зоне Комфорта» решили выяснить, что осталось за кадром одной из популярнейших отечественных мелодрам. А в бонусе собрали досадные киноляпы, которые известны только самым преданным поклонникам фильма.

Кинокритики встретили картину без особого энтузиазма, посчитав ее банальной мелодрамой

После выхода картины на экран ее создатели сначала получили довольно холодные и даже презрительные отзывы о фильме как о дешевой мелодраме, эксплуатирующей низменные чувства зрителей. Премия «Оскар» и кассовый успех ленты стали полной неожиданностью для кинематографического руководства и критиков.

Невзлюбили картину и на худсовете «Мосфильма»

Режиссеру предъявили целый список претензий. Особенно рьяно критиковали то, что касалось откровенных сцен. Фильм спас от запрета к выходу на большой экран приватный показ руководству КПСС, во время которого сам Леонид Брежнев пришел от ленты в полный восторг.

Владимир Меньшов и команда создателей не поехали на церемонию вручения премии «Оскар»

Режиссер в то время был «невыездным» и отправиться в США не мог в принципе. О том, что он получил премию Американской академии киноискусств и наук, Меньшов узнал 1 апреля из программы «Время». Он решил, что это шутка.

Вместо Меньшова получал золотую статуэтку атташе по вопросам культуры посольства СССР в США. Американцы подмены не заметили, и до сих пор фотографии с церемонии 1981 года, запечатлевшие атташе с «Оскаром», подписаны как «Владимир Меньшов». Статуэтку, которая много лет хранилась в «Госкино», в итоге все же отдали режиссеру, но это случилось только в 1989 году.

На роль Гоши пробовались многие актеры, но Меньшов ни в одном из них не увидел интеллигентного слесаря

Посмотрев фильм «Дорогой мой человек», директор картины решил пригласить на роль Гоши Алексея Баталова, который принял предложение без энтузиазма: сценарий его не впечатлил, образом героя он не проникся. После премьеры же Гоша стал визитной карточкой Баталова и объектом обожания зрительниц нескольких поколений.

Александры могло бы не быть, если бы не Алексей Баталов

Накануне съемок родители Натальи Вавиловой строго-настрого запретили дочери сниматься в кино. Они мечтали, чтобы та стала дипломатом, и устроили ее на курсы стенографисток при МИДе. Меньшов понятия не имел, что делать: артистка не брала трубку. Положение спас исполнитель роли Гоши: он вместе с режиссером приехал в дом, где жила семья Наташи. Баталов попросил родителей актрисы дать дочери разрешение сниматься в кино. Те не смогли отказать любимому артисту.

Не все актеры были довольны своими ролями

Раисе Рязановой ее тихая Тося нравилась. А вот Ирина Муравьева негодовала, увидев свою Людмилу в готовом фильме, и говорила: «Грубая, неотесанная, местами пошлая. Все, что я ненавидела в жизни и в людях, вылезло на экран».

Алексей Баталов не считал Гошу идеалом

В фильме «Родня» героиня Нонны Мордюковой говорит: «Вон Баталов без усов, а бабы по нем сохнут!» Действительно, после выхода картины «Москва слезам не верит» на экраны Гоша стал пределом мечтаний миллионов советских женщин. Он и обед сварит, и с хулиганами разберется. И ничего, что ботинки не чищены.

Однако сам актер считал, что слесарь был нужен Катерине лишь для того, чтобы «сколько-нибудь благополучно закончились 2-серийные мытарства несчастной женщины». По мнению Баталова, Гоша далек от идеала, а в жизни его с Катей отношения могли закончиться весьма прозаично.

Историю Катерины написал сценарист Валентин Черных

В основу фильма лег сценарий «Дважды солгавшая» Валентина Черных, который был написан им за 19 дней для конкурса сценариев о Москве. Сценарист хотел рассказать о комплексе провинциала, которым страдал сам.

Адаптация в столице далась Черных тяжело. Вдобавок в Москве он познакомился со своей будущей женой, у которой были своя квартира и прописка, в то время как он был студентом и жил в общежитии. Черных сделал главной героиней своего произведения женщину, поскольку понимал, что именно женская фигура сможет выразить всю драму происходящего.

Николай искал Гошу вовсе не в одиночку

Муж Тоси Николай отправляется на поиски Гоши, не зная ни его фамилии, ни адреса, ни места работы. Однако приводит его домой всего через несколько часов, как раз к ужину. Оказывается, быстро разыскать слесаря в огромном мегаполисе Николаю помог некий сотрудник КГБ Еровшин, любовник Людмилы. Согласно произведению Валентина Черных, Еровшин по своим каналам пробил адрес Георгия Ивановича, а мужу Тоси поручил лишь доставить «беглеца» Катерине. Из сценария сюжетная линия отношений Еровшина и Людмилы была исключена.

Алексей Баталов из-за сцены драки оказался в больнице

Роли хулиганов исполняли настоящие спортсмены-самбисты. Один из них не рассчитал силу удара и случайно повредил Баталову кадык.

Вере Алентовой не понравился сценарий

Актриса, прочитав сценарий, сказала: «Ну и мура». Но на пробы все же пришла и достойно их отыграла. На момент съемок фильма Вере Алентовой было 36 лет. Ей предстояло сыграть свою героиню в юности, а потом уже в зрелом возрасте, спустя 20 лет.

Художница по костюмам Жанна Мелконян ввела новый тренд — носить туфли с носками

Обувь 1958 года, которую нашли для съемок, была в плохом состоянии: кожа загрубела и покоробилась. Чтобы туфли не натирали ноги актрисам, Жанна предложила им надеть белые носки. В Америке эта деталь произвела фурор, в газетах писали: «Русские ввели моду на белые носки!»

Александр Фатюшин вернул Ирине Муравьевой 3 рубля спустя 20 лет

«В фильме „Москва слезам не верит“, помните, герой Фатюшина у моей героини последние 3 рубля выпросил, — вспоминала Муравьева. — А через 20 лет после выхода фильма он мне подарок сделал: нашел трешку той, старой, купюрой, запечатал в конверт и передал со словами: „Вот, я тебе с тех пор должен!“ Эта трешка у меня и сейчас хранится».

Бонус: ляпы, которые проморгала съемочная группа, а мы заметили

Ковер со стены в квартире любовника Кати играет также роль пледа на пикнике.

Сцену в электричке склеивали из-за того, что снимали кусками. Это заметно по сумке: сначала она закрыта, а при смене кадра из нее выглядывает платок.

Когда подруги заходят в здание, где находится квартира профессора, можно заметить, что на ногах у героини Ирины Муравьевой белые туфли. Однако в помещении они вдруг превращаются в черные.

А вы любите этот фильм? Как считаете, Гоша — настоящий мужчина или просто проходимец из электрички?

Зона комфорта/Кино/13 фактов о нашем любимом фильме, которому дали «Оскар», а режиссер в ответ лишь расхохотался
Поделиться этой статьёй
Возможно, вам понравятся эти статьи