12 героинь классики, которыми нас заставляли восхищаться, хотя хвалить их особо не за что

Психология
2 года назад

В школьные годы многие из нас писали сочинения на такие темы, как «Катерина — луч света в темном царстве», «Наташа Ростова — идеал женщины-матери», «Соня Мармеладова — святая, а не грешница». Учителя литературы, как правило, пели хвалебные оды этим героиням и крайне болезненно воспринимали любые попытки как-то иначе отнестись к женским образам великой русской классики.

Мы в «Зоне Комфорта» уважаем отечественную литературу, но все же не можем не вступить в спор с мнением, которое нам навязывали со школьных времен. Ведь поведение героинь русской классики вовсе нельзя назвать образцовым.

Наташа Ростова — «Война и мир»

Трогательная, нежная героиня романа Льва Толстого «Война и мир» Наташа Ростова является «лучом света» в обществе, полном равнодушия и лицемерия. Так, по крайней мере, говорят нам учителя литературы. На самом деле девушку нельзя назвать ни преданной, ни целомудренной. Все, чего она хочет, — это купаться в мужском внимании. А потому позволяет себе изменять жениху, князю Болконскому, с проходимцем Анатолем Курагиным.

В конце романа трогательная, светлая героиня и вовсе превращается в «плодовитую самку». Она с презрением называет свою незамужнюю подругу «пустоцветом», хотя та не раз помогала ей, и даже спасла от позора. Наташа перестает следить за собой, бросает любимое пение и становится скрягой. «Ко всем своим недостаткам, по мнению большинства: неряшливости, опущенности, Наташа присоединяла еще и скупость...» — пишет о ней Толстой.

Княжна Марья — «Война и мир»

Искренняя и самоотверженная героиня «Войны и мира» долгие годы была затворницей в имении своего деспотичного отца. Кажется, она до конца жизни проживет с навязанным ей комплексом «некрасивой, но доброй женщины». Вспомните, как легко она отказалась от своей любви к Анатолю Курагину и попыталась устроить его счастье со своей компаньонкой — француженкой. Да, в конце романа Марья все же выходит замуж, но кто знает, удалось ли ей стать по-настоящему счастливой. Возможно, она так и продолжала жертвовать собой и спасать других.

Катерина — «Гроза»

Конечно, мы обеими руками за семейные ценности и ни в коем случае не оправдываем супружеские измены. Но зачем так кардинально-то? Катерина сначала решила встречаться с другим мужчиной, затем сама во всем призналась злобной свекрови, а в финале бросилась с обрыва. Ну а мы в школьные годы дружно жалели ее и писали сочинения на тему «Луч света в темном царстве».

Настасья Филипповна Барашкова — «Идиот»

На долю Настасьи Филипповны выпали непростые испытания: она рано лишилась родителей, а взявший ее на попечение Тоцкий распоряжался судьбой девушки по-хозяйски. Став прекрасной молодой женщиной, Настасья Филипповна решает не просто отомстить своему обидчику, она устраивает целый концерт, впутывая в конфликт других людей. Героиня страдает напоказ и упивается чувством собственной трагичности.

Чтобы проучить навязанного ей жениха, героиня романа Достоевского недрогнувшей рукой отправила в камин 100 тыс. рублей. В одном из отечественных изданий решили выяснить, сколько это будет в перерасчете на современные деньги, и обнаружили, что Настасья Филипповна чуть не сожгла 8 млрд рублей. Вот и гадай, что это было: жест отчаяния или уверенность в том, что жадный до денег Ганя все равно успеет вытащить их из огня.

Лариса Огудалова — «Бесприданница»

Главная героиня пьесы Островского совсем запуталась в своих ухажерах. «Уж если и быть вещью, то очень дорогой!» — рассуждает Лариса, думая, кому отдать свою руку и сердце. Героиня, может, и выглядит утонченной, но все же неспособна на настоящие глубокие чувства. Она любит только себя. В ее системе координат существуют лишь две полярные эмоции, которые она может испытывать к мужчинам: неистовая страсть и брезгливое отвращение.

Харита Игнатьевна Огудалова — «Бесприданница»

Мать Ларисы спит и видит, как выдать замуж дочку и за счет ее супруга поправить пошатнувшееся финансовое положение. Дальнейшая судьба девушки Хариту Игнатьевну, кажется, не особенно волнует. Кстати, в фильме «Жестокий романс», ставшем вольной экранизацией пьесы Островского, упоминается, что обе старшие сестры Ларисы уже замужем и отчаянно несчастливы в браке: одна попала в лапы мошенника, а другая и вовсе вскоре стала жертвой ревности мужа.

Сонечка Мармеладова — «Преступление и наказание»

Мало того что Сонечка из «Преступления и наказания» регулярно жертвует собой ради близких и, по сути, содержит всю семью, так она еще и отправляется на каторгу за компанию с Раскольниковым. Девушка искренне надеется, что ее любовь и самоотверженность помогут преступнику окончательно раскаяться и отказаться от намерения выяснить, «тварь он дрожащая или право имеет». О дальнейшей судьбе героев Достоевский умалчивает, а нам почему-то кажется, что вряд ли эта совместная поездка в острог могла закончиться благополучно.

Анна Каренина — «Анна Каренина»

Главная героиня «Анны Карениной» не просто эксцентрична, она в крайней степени инфантильна. Эта женщина не привыкла решать свои проблемы. Она не хочет видеть собственные ошибки и не готова за них платить. Ее не волнуют чувства и желания других людей. Анна хочет, чтобы желаемое доставалось ей по щелчку. Образно говоря, героиня привыкла сидеть на чужой шее не только в материальном, но и в психологическом плане.

Каренина разрушила свою семью ради любви молодого офицера, даже не подумав о возможных последствиях своего романа. В итоге эта история сильно ударила по репутации ее супруга, а сама Анна потеряла возможность видеться с сыном Сережей. Кстати, вы помните, что после трагической ситуации с поездом осиротел не только этот мальчик, но и крошечная дочка Анны, рожденная уже от Вронского? В итоге эту малышку забирает к себе Каренин, который воспитывает ее как собственного ребенка.

Оленька Скворцова — «Драма на охоте»

Образ нежной и романтичной Оленьки, безумно влюбленной в Камышева, накрепко засел в нашем воображении во многом благодаря фильму «Мой ласковый и нежный зверь». А ведь Чехов изначально считал свою героиню расчетливой и тщеславной.

Оля Скворцова, с детства мечтавшая быть богатой и знатной дамой, после свадьбы буквально пошла вразнос. Она начала оказывать знаки внимания другим мужчинам, что в итоге закончилось настоящей трагедией. Если вы помните, ее мужа, который и вытащил Ольгу из нищеты, незаслуженно отправили на каторгу. А ведь у него были дети от первого брака — гимназист Гриша и 5-летняя дочка Саша.

Анна Сергеевна — «Дама с собачкой»

Курортный роман Анны Сергеевны и Дмитрия Гурова никак не может закончиться. Герои рассказа Чехова знакомятся на отдыхе в Ялте и влюбляются друг в друга. Никого не смущает, что и она замужем, и он женат и воспитывает 3 детей. Правда, со временем их отношения начинают приобретать болезненную окраску, когда так жить уже невозможно, но что дальше делать — совершенно непонятно. Впрочем, автор упоминает, что Анна Сергеевна раньше отчаянно скучала. Возможно, именно поэтому она не спешит отказываться от романа, который стал для нее своеобразным развлечением.

Ольга Ларина — «Евгений Онегин»

Как раз из-за младшей сестры Лариной и произошла знаменитая дуэль Онегина с Ленским. Кажется, девушке просто понравилось то, что на нее обратили внимание сразу двое достойных мужчин, и она начала кокетничать напропалую, а вот о последствиях такого поведения барышня даже не задумывалась. Как и о том, что Онегин стал ухаживать за ней просто для того, чтобы позлить Ленского.

Княгиня Вера — «Гранатовый браслет»

Школьные учителя литературы любят повторять, что чувства Желткова к Вере и есть та самая настоящая любовь, которую не понять простым обывателям. Но если подумать, то, случись эта ситуация в реальной жизни, вряд ли бы кто-то стал говорить о глубине чувств психически нестабильного сталкера.

Княгиня Вера воспринимает гранатовый браслет как дар любви, наделяя своего несостоявшегося возлюбленного самыми высокими духовными качествами. И в то же время обесценивает своего супруга, поистине любящего, зрелого человека. Героиня идеализирует бесконечные письма, слежку и манипуляции, но разве на самом деле это не жутко?

Русская литература поистине гениальна, но значит ли это, что мы должны соглашаться со всем, что говорили нам о героях школьные учителя? Кто сказал, что нельзя проанализировать персонажей с иной точки зрения? Ведь произведения писателей вовсе не были однозначными. Кто из героинь русской классики вас восхищает, а кто кажется воплощением глупости и неуважительного к себе отношения?

Комментарии

Уведомления
Комментариев пока нет.
Есть шанс стать первым!

Похожее