15 фильмов прошлого, ради удачных кадров в которых режиссеры и актеры напрягали смекалку как могли

Кино
1 год назад

Шедевры старого проката покорили огромное количество сердец, хотя в те времена в распоряжении киноделов не было таких технологий, как сейчас. Режиссерам, актерам, да и всей съемочной группе, приходилось ухищряться даже ради самых незамысловатых кадров. Мы решили приоткрыть несколько секретных ходов, которые выручали создателей наших любимых старых фильмов.

1. Служебный роман (1977)

  • Режиссер фильма Эльдар Рязанов мечтал снять картину с участием Алисы Фрейндлих и не прогадал. Получив главную роль, актриса принялась делать свой облик как можно более несимпатичным. Фрейндлих получала большое удовольствие от этого процесса: именно она нашла тот самый коричневый костюм 52-го размера, была готова покрасить волосы в непривлекательный коричневый оттенок, зализать их максимально невыигрышным образом, ходить сутулой и т. д. «Только очень большая актриса способна так безжалостно уродовать себя», — говорил режиссер.

2. Вас ожидает гражданка Никанорова (1978)

  • Борислав Брондуков, которому по сюжету нужно было осматривать деревенских коров, блестяще справился с ролью ветеринара. После съемок эпизода к актеру подошли местные доярки, которые хотели полечить у него своих буренок. Оказывается, они наблюдали за работой киногруппы и решили, что роль Дежкина играл настоящий ветврач.
  • Когда снималась начальная сцена, едва не произошла трагедия. На Наталью Гундареву, режиссера картины Леонида Марягина и осветителей вылетел грузовик, потерявший управление. Актриса с силой вытолкнула Марягина из-под колес, и они вместе упали в кювет. К счастью, обошлось без жертв, пострадала только аппаратура.

3. Десять негритят (1988)

  • В начале фильма неизвестный герой ставит на поднос фигурки негритят: в кадре мелькают рука в черной перчатке и нечеткое отражение лица. Многие зрители были убеждены, что это и есть убийца, и высматривали его среди персонажей. Но на самом деле это был режиссер картины — Станислав Говорухин.
  • По сюжету дворецкого Роджерса, роль которого сыграл Алексей Золотницкий, зарубили топором. После того как актеру нанесли кровавый грим, его попросили полежать под дождем для усиления эффекта. На артиста в таком виде наткнулись туристы, которые разбежались в ужасе, когда Золотницкий повернул к ним голову.

4. Кин-дза-дза! (1986)

  • Для съемок фильма выбрали пустыню Каракумы. Старт работы был запланирован на раннюю весну, чтобы избежать сильной жары. Но внезапно выяснилось, что межзвездный космический корабль «Пепелац» по ошибке отправили во Владивосток и на съемочную площадку его смогут доставить только через месяц.
  • «Пепелац» был очень большим и увесистым, потому что сделали его из хвостовой части самолета. Впоследствии его решили обжечь горелкой и случайно подожгли, так сбоку появилась заплатка.
  • После премьеры режиссеру Георгию Данелии предложили сделать спецэффекты для американского фильма, так как за границей всех впечатлил летающий «Пепелац». Но режиссер отказался, пошутив, что это были не спецэффекты, а настоящий летательный аппарат — тайная разработка, выдать которую он не может. На самом деле в полет отправляли макет «Пепелаца», который ездил по натянутой леске.
  • Из-за опоздавшего космического корабля съемки начались только летом. Съемочная группа работала или рано утром или поздно вечером, потому что днем была невыносимая жара. На площадке все почему-то ругались, хотя за кадром между всеми были очень хорошие давние отношения. Местные жители рассказали группе, что с полудня до 2 часов в этой местности люди никогда ничем не занимаются, так как происходят вредные для нервной системы излучения.
  • Пошивочный цех был занят на съемках более крупного фильма, поэтому костюмы собирали всей съемочной группой. Кто-то приносил свою старую одежду, находили разные тряпки, хлам и даже собирали различные аксессуары на свалках.

6. Будьте моим мужем (1981)

  • Съемки фильма проходили в пригороде Сочи Лоо, который был просто переполнен туристами. Это сильно мешало рабочему процессу. Особенно докучали поклонницы Андрея Миронова. Во время работы над сценой на пляже с Мироновым и Владимиром Басовым режиссер картины Алла Сурикова безуспешно пыталась перекричать толпу, собравшуюся вокруг съемочной площадки. Поняв, что люди не собираются расходиться, она расстелила полотенце рядом с актерами и руководила процессом, попутно загорая.
  • Для съемки сцены в ресторане по бутылкам разлили лимонад, закрыли их и поставили на солнце, чтобы при открывании раздался хлопок. Одна из емкостей открылась с нужным звуком, жидкость запенилась, со 2-й получилось то же самое. Алла Сурикова попробовала напиток, открыв 3-ю бутылку. И тут выяснилось, что директор ресторана не мог допустить, чтобы всеобщий любимец Андрей Миронов пил в его заведении какую-то газировку, и подменил реквизит на настоящий.

7. Золушка (1947)

  • Фаину Раневскую, сыгравшую роль Мачехи, приходилось гримировать слишком долго. В итоге ей за щеки положили кусочки ваты, а нос подтянули с помощью проклеенного кусочка тюля, чтобы сделать вздернутым.
  • Золушка смогла продержаться в туфлях только пару секунд. Все из-за того, что они были изготовлены из оргстекла и в них оказалось невозможно передвигаться.

8. Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен (1964)

  • Роль мальчика, который спрашивал: «А чего это вы тут делаете?» — появилась по воле случая. Однажды Элем Климов побывал на празднике для детей во Дворце пионеров. Возвращаясь домой на троллейбусе, он встретил Славу Царева. «Такого лица я не видел, — вспоминал режиссер. — От улыбки удержаться невозможно. Как такого упустить! Думаю, ну раз нет такого персонажа в фильме, надо его придумать». В сценарии Слава записан как «мальчик с профилем Гоголя».
  • Ассистенты приглашали на пробы детей, учившихся в школе рядом с «Мосфильмом». Главным критерием отбора было умение плавать. Ребята быстро смекнули, что «пловцы» уйдут с уроков, и сниматься вызвался весь класс, в том числе не умеющий плавать Витя Косых. В итоге детей отправили не плавать, а читать стихи и басни, а Витя дебютировал в роли Кости Иночкина.

9. Весна (1947)

  • Любовь Орлова, которой на момент съемок было 44 года, сильно переживала из-за возраста. Она уже планировала закончить кинокарьеру и перейти в театр. Режиссер смог разубедить актрису, считавшую, что камера перестает ее «любить». Изначально фильм должен был выйти в цвете, но в итоге было решено использовать черно-белую гамму. Кроме того, Орлову снимали под определенными углами и использовали мягкую подсветку снизу.

10. Не может быть! (1975)

  • Для съемок свадебного застолья в заключительной новелле купили настоящие продукты. Актеры старались отыграть сцену поскорее: директор картины распорядился, чтобы еду облили керосином. Иначе она могла испортиться или кто-нибудь рискнул бы ей полакомиться. Запах стоял просто невыносимый. И только черная икра оказалась поддельной: это была охотничья дробь, которую полили растительным маслом.

11. Неоконченная пьеса для механического пианино (1977)

  • Александру Калягину сразу досталась главная мужская роль. Правда, утвердив его, Никита Михалков взял фото актера и нарисовал контур, показав, до каких размеров нужно похудеть. Калягин сначала очень возмутился. Однако, когда режиссер отрезал: «Не хочешь — будем пробовать Мягкова», — решительно занялся подготовкой: сел на гречневую диету и скинул 25 кг. В театре артист никому не говорил о новой роли в кино, заставив коллег, наблюдавших, как тот буквально тает на глазах, сильно поволноваться.
  • На репетициях текст проговаривали на несуществующем языке, который отдаленно напоминал татарский или узбекский. Михалкову хотелось, чтобы актеры научились доносить замысел на эмоциональном уровне и героев можно было понимать без слов.
  • Чтобы сохранить чеховскую атмосферу, артисты в перерывах между съемками продолжали обращаться друг к другу по имени-отчеству, а также вели разговоры о высоком искусстве.

12. Большая перемена (1973)

  • Когда фильм, рабочее название которого звучало как «Приключения школьного учителя», еще снимался, о нем написали в газете «Вечерняя Москва». Редакцию газеты завалили возмущенными письмами учителя, которые считали, что такая серьезная вещь, как педагогика, не тема для комедии и называть их тяжелый труд приключениями просто недопустимо. Режиссера и сценариста вызвали в Министерство образования с просьбой поменять название. Те решили организовать соответствующий конкурс среди съемочной группы. В итоге победил вариант оператора Анатолия Мукасея.
  • Светлана Крючкова получила роль в картине по воле случая. Она просто принесла на студию сценарий, который не понравился ее мужу, Юрию Векслеру, претендовавшему на роль Ганжи. Там она встретилась с режиссером Алексеем Кореневым, и он сразу пригласил Светлану на пробы.

5. Зимний вечер в Гаграх (1985)

  • Забавный факт: роль дочери Беглова оказалась для Светланы Амановой пророческой. В фильме она заявляет отцу, что выходит замуж за журналиста. Спустя несколько лет так и получилось — актриса стала женой журналиста Павла Гусева.

13. Человек-амфибия (1961)

  • Сценарий картины был утвержден с большим трудом: на «Ленфильме» идею для экранизации посчитали большой авантюрой. В газете The New York Times появилась статья, в которой создателям киноленты пророчили провал: «Сам Уолт Дисней отказался от экранизации беляевского романа из-за сложности подводных съемок, а русские, которые работают на допотопной технике, решили бросить вызов судьбе».
  • Анастасия Вертинская, исполнившая главную роль, до съемок не умела плавать. Но позже актриса даже отказалась от дублеров и выполнила очень сложный трюк: опустилась на дно и какое-то время лежала там абсолютно неподвижно.
  • Оператору Эдуарду Розовскому хотелось придать глазам Ихтиандра и Гуттиэре особенное выражение. Для этого по обеим сторонам от актеров поставили специальные лампы с голубыми и зелеными фильтрами, свет которых просвечивал глазное дно и усиливал цвет глаз. По задумке Розовского, в них отражались краски двух стихий: земли и воды.
  • Чтобы добиться эффекта плавного погружения, в купальник Анастасии Вертинской приходилось засовывать грузики. Благодаря этой хитрости актриса медленно опускалась на дно. Дыхание она задерживала на одну минуту, по истечении этого времени к ней бросались аквалангисты, страховавшие ее за кадром, давали подышать кислородом и поднимали на поверхность.

14. Алые паруса (1961)

  • Паруса для корабля капитана Грея сшили из ткани, которая в те времена использовалась для пионерских галстуков. Это был мягкий и шелковистый материал, красиво развевавшийся на ветру. Однако на пленке паруса выглядели темно-кирпичными, а не алыми. Операторам пришлось возиться с фильтрами, чтобы добиться необходимого цвета, и работать практически в авральном режиме: ткань очень быстро портилась от морской воды.
  • Василий Лановой упросил режиссера раздуть алые паруса не в Коктебеле, как задумывалось, а в Ялте. Дело в том, что там отдыхала жена актера и он хотел устроить для нее сюрприз. Широкий жест оценила не только супруга, но и прохожие, наблюдавшие, как величественный парусник причалил к берегу.

15. Подземелье ведьм (1990)

  • В фильме есть эпизод, в котором герои жарят на костре паука и съедают. Эту сцену снимали поздно, а обычного мяса под рукой не оказалось. Сотрудники, отвечающие за реквизит, подошли к решению этого вопроса со всей находчивостью. В итоге актерам пришлось есть мясо нутрии. Сергей Жигунов, исполнивший главную роль этнолога Андрея Брюса, вспоминает: «Ругался я страшно, но в кадре ел. По моему лицу видно, что мне очень вкусно».

Комментарии

Уведомления
Комментариев пока нет.
Есть шанс стать первым!

Похожее